«Святой» художник, «безымянный» брат и Василий
«Тёмный»
Годам
к 27 я уже понял, что Бога я искал с самого раннего детства.
Вернее так – одна моя часть усиленно искала Его, не зная
и, естественно, не веря, что Он есть, другая же уже искала
чувственных, низменных услаждений. Уже к 15 годам я осознал,
что страдаю от раздвоенности своего естества, наивно полагая,
что это моя личная болезнь делает меня изгоем среди людей.
С
детства я был послушным, умным, красивым, вежливым и внимательным
мальчиком. Я чисто и искренне радовался всем этим дарам.
Господь даровал мне, как говорится, позднее развитие,
т. е. задержал меня в детской чистоте…
"…Мне
25 лет и я уже месяца три, как ощущаю себя православным
христианином! Новая жизнь!!! И старая горечь!!!
Уже прошёл Первый Великий пост в моей жизни. В неделю
«блудного сына» – Первая Божественная Литургия!!! – «Горе
имеем сердца!»
Стою
в храме, как на Небе и ещё не знаю, что означает этот
воз-глас возношение мыслей и желаний на высокую-высокую
Гору, туда, за пределы видимости и понимания – к Богу.
Стою
и думаю:
– Как точно. Имею горе в сердце, и оно то и привело меня
сюда…
…Помню,
я так «строго» постился. Я работал дворником в детском
саду и после уборки, в пивном ларьке, рядом, покупал кружку
пива, а в булочной четвертинку чёрного хлеба. Это был
«постный завтрак». Иногда была вобла, – так я понимал
тогда «строгий» пост.
...Помню
первые молитвы – «Верую», «Богородице Дево» и «Отче Наш».
Помню и удивительное ощущение сладости, именно сладости
на «устах», в самом буквальном смысле, от этих незнакомых
до селе «неземных» слов!
Вот
Она какая – Настоящая Поэзия, – думаю!
Горькая досада на Куприна… Как завораживало меня в
«Гранатовом браслете» – «Да святится имя Твоё».
А оказалось – украл, переиначил.
Как
же можно слова молитвы «Отче наш» переносить на, пусть
и возвышенную, но чувственную земную любовь?!
Это
уже, думаю, идолопоклонство и понятно самоубийство героя
– «не сотвори себе кумира»!
Позже
стала понятна закономерность трагического конца большинства
наших поэтов начала века – искусство для них было «всем»
в жизни, а значит «идолом»…
…Первая
весна «православными» глазами!..
Тогда
наши женщины только-только начали осваивать мини-юбки
и коварное искусство почти полного публичного обнажения.
Оказавшись
в Москве один на один со своими страстями и похотями,
я оказался не готов к отражению невесть откуда взявшемуся
натиску массового «секс-десанта» молодых красивых тел.
Надо было срочно куда-то спрятаться – скрыться…
Много
позже, пытаясь повторить этот «манёвр», я просил у о.
Серафима из села Ракитное под Белгородом, благословить
меня летать от него самолётом – уж очень досаждали мне
тогда в вагонах поездов идущих с юга ещё не отошедшие
от пляжного самоощущения отпускницы.
Старец
не благословил.
–
Начнёте убегать – не остановитесь. Учитесь преодолевать.
А
тогда на заре я ещё не имел, кого вопрошать…
Итак,
я решил сбежать из Москвы от своих страстей и, доехав
до Клина на пригородной электричке, далее пробираться
автостопом неизвестно куда, с неясною пока для меня мыслью
– в монастырь.
На
душе было тяжело и отчаянно. И все твердил Франсуа Вийона:
«Отчаянье мне веру придает».
Позади
было страшное и странное обретение в себе веры и первое
Причастие.
А
дело было так. Друзья жены часто говорили мне о «святом»
художнике. Он постоянно читает Евангелие, постится, неделями
может не разговаривать ни с кем. Потом уходит в запой.
Для
богемного мироощущения это была «святость»! Во мне же,
не знаю почему, святость и запой были «две вещи несовместные»
и это вызывало только бунт и гнев.
Я
просил познакомить меня с этим художником. И вот однажды
он пришел к нам в гости со своим другом.
Здесь
надо бы отступить и рассказать историю его обращения ко
Христу, тем более, что я до сих пор его чту и поминаю
(помяни, Господи, раба Твоего Игоря во Царствии Твоем
и сотоварища его, в последствии, монаха Павла). Удивительная
же история его «обращения» – в следующих главах.
…Итак,
они принесли с собой две селедки, пачку чая, две бутылки
водки и батон черного хлеба. Отрезав головы себе на закуску,
отдали селедку нам, отсыпали полпачки чая и заварили себе
чифир. Я в то время не любил пить и выпил с ними чисто
символически.
После
нескольких стаканов, уже во хмелю, художник стал, стуча
кулаком по столу, иногда по памяти, иногда вынимая миниатюрное
Евангелие из кожаной сумки, висевшей у него на груди,
стал громко цитировать Слово Божие. Я до сих пор ясно
помню (хотя прошло уже более 20 лет) эти слова
1)
Слово Божие проникает до разделения души и духа…
2) Богом моим пройду стену…
3) Господь защитник мой – кого убоюся…
4) и самое главное: «Внимайте, как слушаете».
Я
был потрясён. Это было первое моё «столкновение» со Словом
Божиим, исключая, модного тогда в интеллектуальных кругах,
Екклесиаста: «Суета сует, – всё суета!» (Еккл. 1,2).
В
своих дневниках, которые я завёл для того, чтобы разобраться
наконец-то в самом себе, я зашёл к тому времени в тупик.
Где на вопросы, поставленные себе самому («А это откуда
во мне? А это… и т.д.»), вместо ответа уму моему была
ясно видна перспектива туманной бездны и всё. И тут такие
слова: «Богом моим пройду стену!». Причём, он говорил
это, хоть и во хмелю, но с такой мощной, подлинной, безапелляционной
и абсолютно твёрдой верой, что сомнения не вызывало –
он, действительно, Богом своим, пройдёт стену. Это вызывало
восхищение и зависть – мне бы так!
Но
меня поразило не это. Как сейчас эта сцена стоит у меня
перед глазами. «Внимайте, как слушаете!» – при этих словах,
которые вдруг «почему-то» прошли сразу глубоко-глубоко
в меня, я увидел свет во мраке (свет, воспринимаемый,
мной тогда, как метафора). Мне вдруг стало понятно, как
мне отвечать на свои вопросы. Это было чёткое и ясное
указание…
На
следующий день, проснувшись рано утром и открыв глаза,
первое, что сразу же чётко, ясно и властно всплыло в моём
сознании: «Бог есть!». Эти слова, прозвучавшие во мне,
повергли меня в панику, и до сих пор помню, как я лежал,
смотря перед собой, и от ужаса, именно ужаса, волосы встали
у меня на затылке дыбом.
"Ну
вот, ты сошёл с ума, – оцепенев от страха, я впервые растерянно
наблюдал, как на моих глазах уже происходит моё собственное
умопомешательство: два, три, четыре «моих» «Я» наперебой
набросились на испугавшегося «одного». Причём «Я сам»,
каким-то образом уцелевший, одновременно оставался сторонним
«судиёй» этой борьбы. Ну вот, думаю, и приехали!
-
Ведь это же безумие... Какой Бог? Это конец…
- Нет, но…
- Пока не поздно, беги от этого. Это смерть.
- А как же ответ?