Послесловие к предисловию или о девальвации понятий
К девальвации понятия «духовности»,
растиражированном современными СМИ, к сожалению, добавилось
и внутрицерковное искажение понятие «старчества». В современном
«церковном» мире «старцы» за последнее время появляются,
как грибы после дождя.
Архимандрит Таврион часто
говорил в проповедях: «Кто такой Святой и для чего нужна
Святость? А для того, чтобы христиане, как самые настоящие
«материалисты» проверили, а не обманывают ли их, как это
делают все «измы». Чтобы «пощупать» святость своими руками,
как Апостол Фома».
Разные «школы» человеческих
искусств дают возможность (создают объективные предпосылки
– здесь и далее прим. Автора.) для появления гения (т.е.
любая добротная школа есть гумус, плодородная почва для
взращивания талантов и гениев). Так вот, «подвизаются
пятьсот монахов, из них десять достигают совершенства,
– говорил о.Таврион, – из этих десяти два – три достигают
святости и подтягивают (окормляют) остальных».
Конечно, Господь и из камня
может соделать чад Отца Небесного, но здесь, как нам думается,
разговор идёт не о путях Божиих, а о благословенном пути
человеческом.
В ответ на подлинный духовный
голод самонадеянного инфантилизма современного российского
«православного» человека, предложение сразу среагировало
на спрос. «Рыночные» отношения, как видите, также вполне
приемлемы и для падшего «духовного» сознания. В мире падших
духов такой «торг» давно уместен.
Мы же, в ответ на увеличение
«количества» старцев и духоносных мужей и жён всех мастей,
можем противопоставить лишь слова, вынесенные в заглавие
этой книги.
Вообще, от всего сердца хочется
пожелать всем читателям этих записок приобрести (а кто
имеет – приумножить), пожалуй, две основополагающие добродетели.
В связи с информационным извержением в современном мире,
вовлекающим, развлекающим, отвлекающим, увлекающим и т.д.
и т.п., то есть «влекущим» внимание современного человека
от его сердечных глубин и, следовательно, подлинных проблем
его жизни и смерти, к умерщвляющей пустоте суетной жизни,
лишь трезвение и смирение, на наш взгляд, могут противостоять
всем бесчисленным сетям и козням вражьим.
Задача лишь в том, чтобы
прорваться к подлинному пониманию этих двух понятий, ибо
без их подлинного осмысления, усвоение сих добродетелей
окажется невозможным, и мы уподобимся слышащим звон, абсолютно
не зная не только, где он, но и что он собой означает.
Имея и свой кое-какой опыт
духовных наблюдений за последние 25 лет, обрести сии записки,
отредактировать их и дополнить, было воспринято «автором»,
как особая милость Божия.
«Автор» призывает всех православных,
осознающих себя ответственными за всё, что происходит
в современном церковном сознании, проявить внимание к
сим «незадачливым назидательным запискам».
Прежде всего, ко всем «ревнителям»
всех «лагерей» – нижайшая просьба. Коли мы осмысляем себя
христианами, т.е. последователями и учениками Самого Бога-Слова
и хранителями Предания Св. Отец, т.е. православными, каких
бы течений, взглядов, воззрений и симпатий мы все не придерживались,
нам подобает быть абсолютно чуткими к слову, нами произносимому.
Нечуткость к слову, порождающая досадную неточность, ставит
под сомнение само наше соединение со Словом, в соборном
сознании, в Тело Христово. Не может человек, соединённый
со Словом, быть к Нему невнимателен.
В современном же мире «всеобщего
образования» и все-охватывающего «суесловия» происходят
парадоксальные вещи. Так, возрождение «апостольского»
служения мирян, полноценной приходской жизни, православных
братств, монастырей сразу превращается в вырождение сути.
Складывается впечатление, что мы постоянно проскакиваем
мимо цели, которую вознамерились преследовать. Современные
«сектанствующие» крепкие приходы во главе с маленьким
непогрешимым «папой» уже не в диковинку.
«Автор», пользуясь услугами
составителя этих записок и собственным опытом, попытался
обозначить крупицы трезвения и смирения на конкретных
житийных примерах современных подвижников благочестия,
дабы научиться, с их помощью, избегать всех изощрённых
сетей «князя мира сего».