Затем
она продолжила свой рассказ: «Я уже стала привыкать к
тому, что сын исчез (если только к этому можно привыкнуть).
Вы меня поймите, я сердцем чувствую, что он жив, но умом
не знаю, жив ли он, и как мне за него молиться. Вот за
этим я и приезжала к старцу на остров».
Темнело.
Нам принесли чай, и я предложил немного подкрепиться.
За легким ужином время пролетело незаметно. Было как-то
особенно спокойно, вспоминался остров, батюшка о. Николай,
его глаза, слова, жесты, лёгкая походка, закат на берегу
(больше нигде таких закатов я не видел).
Когда
мы уже готовились ко сну, моя собеседница, как будто и
не было паузы, задумчиво спросила, – Знаете? Самое интересное,
некоторые из его вещей стали перемещаться. Я часто заходила
в его комнату помолиться, просто посидеть, подумать, так
вот некоторые вещи стали менять свои места, а несколько
книг просто исчезло. Я даже начала думать, что он приходит
в моё отсутствие. И я стала оставлять ему записки с мольбой
вернуться или хотя бы дать о себе весточку. Тщетно…
И
ещё, я вот тут думала и решила – я отдам это Вам. Вы так
внимательно меня слушали, и голос у Вас такой приятный.
Да, я отдам это, именно, Вам».
«Что
именно?» – спросил я.
«Потом, – ответила она, – потом, завтра».
Я
уже засыпал и, поэтому не возражал оставить вопрос до
утра.
Когда
я проводил свою попутчицу до дома, нас уже поджидала её
соседка, старушка, каких много в наших храмах. Меня попросили
подождать и, спустя некоторое время, соседка вынесла мне
коробку из-под обуви, перевязанную бечевкой. В приложенной
записке было написано: «Спаси Вас Господь за Ваше сочувственное
внимание ко мне. Делайте с этим всё, что сочтёте нужным».
Дома
я обнаружил в коробке тетради с рукописным текстом. Сверху
тетрадей была ещё одна записка, написанная решительным
почерком: «Взял для ред. у А. – подготовить к печати».
А на крышке, с обратной стороны тем же почерком: «К печати
готово. «Алексей, человек Божий».
Теперь,
по прошествии времени, я думаю, что Алексей, человек Божий
в кавычках – это был знак сына матери. И, как мне кажется,
она это поняла и на остров ездила, чтобы утвердиться в
догадках своего сердца, что – сын жив и оставил её, как
и Алексий, человек Божий, своих родных, ради Христа.
Читая
записки, я понял, что А., видимо, друг этого «Алексия,
человека Божия», ухаживал почти одновременно (может быть
он врач?) за двумя уважаемыми пожилыми московскими протоиереями
– о. Анатолием и о.Александром. Одному из них (кому именно,
из текста понять трудно) и принадлежат эти записи.
Напоследок сожалею, что я не запомнил имени сына моей
попутчицы, и имя «А» так и осталось нерасшифрованным.
Так что, помяни их, читатель, как сам знаешь, и помолись
о упокоении протоиереев Анатолия и Александра.
И
ещё…
Недавно,
в гостях у знакомого фольклориста, прослушивая кассету
с записью современных «калик перехожих» – странников,
исполняющих песни и баллады, я обнаружил на обратной стороне
беседу двух людей. Вслушиваясь, я, к своему удивлению,
узнал в одном из рассказов текст «моих записок». У приятеля,
оказалось, ещё пять таких кассет, происхождение которых
он затруднялся вспомнить. На всех кассетах беседовали
два мужских голоса, причём один из них был всегда один
и тот же, в основном задающий вопросы или поддакивающий
в знак понимания, собеседники же, очевидно, были разные.
Несколько историй были очень похожими на истории из «записок».
Из сопоставления прослушанного и прочитанного складывалась
очень интересная картина. Получалось, что записки принадлежат,
по крайней мере, трём людям, причём один из них – священник,
что проясняет некоторые непонятные места. Видимо, старый,
больной протоиерей, записывая, с ведома, собеседников,
(это явствует из кассет) их истории, отредактировав, свёл
их к рассказу одного человека. Получалась как бы некая
словесная икона подвижников, с которыми встречался безымянный
автор.
Всё
это удивительно вливается в православную традицию жизнеописания.
Единственное, о чём хотелось бы предупредить и даже, в
чём, может быть, извиниться перед требовательным читателем,
так это в том, что я позволил себе литературно обработать
образ рассказчика. Так как выяснилось, что образ рассказчика
собирательный, я позволил себе дополнить его своими внутренними
переживаниями и замечаниями. Что же касается тех людей,
встречи с которыми рассказчик описывает, они остались
мною полностью нетронутыми. Таким образом, в этих «назидательных»
записках мы встречаем точные документальные описания встреч
с «людьми Божьими» и некоего подлинно живого, но литературного
героя.
Прости,
читатель, за столь длительное вступление. Итак, вот эти
«назидательные записки»!