—
Мы знаем, что выходила книга об отце Серафиме (Тяпочкине),
но она, к сожалению, была не очень удачной. Что бы Вы
могли о ней сказать?
—
Книга действительно не совсем достоверна. Ее автор — иеродиакон
Софроний, духовное чадо батюшки. Он собирал материалы,
фотографировал, даже снимал батюшку на кинопленку. Батюшку
он очень любит, но вот информация отобрана не совсем критически,
есть несколько экзальтированные рассказы, а те рассказы,
которые заслуживают доверия, несколько искажены, видимо,
издателями, редакторами. Там даже приведены мои воспоминания
о батюшке, и когда я их прочитал, то увидел некоторые
несоответствия с тем, что я говорил на самом деле.
С
этой книгой, конечно, можно познакомиться, но в ней, к
великому сожалению, представлен искаженный облик батюшки.
Я знаю, что поскольку в Белгородской епархии готовится
канонизация, то там собираются и материалы для канонизации.
Надеюсь, что они будут более достоверны.
—
Мы знаем, что один из самых крупных споров, касающихся
этой книги, связан с известным чудом, которое называется
«Зоино стояние». Был ли действительно отец Серафим Тяпочкин
причастен к этому чуду или нет?
—
Сейчас ничего определенного сказать не могу. Сам батюшка
несколько раз отрицал то, что он взял икону у Зои. Для
тех, кто не знает, напомню, что это произошло в Самаре,
тогда Куйбышеве, в пятидесятых годах. Девушка по имени
Зоя в праздник Рождества Христова начала плясать с иконой
святителя Николая, но вдруг встала как вкопанная и простояла
несколько месяцев. Потом появился старец, который взял
у нее из рук икону, и после этого она лежала в постели
и проповедовала, что всем нужно покаяться, сама каялась
и на Благовещение умерла.
Батюшка
отрицал свою причастность к этому, но некоторые говорили,
что он не хочет признаваться по смирению, а некоторые
— что ему запрещают власти. Называли имя еще одного священника,
который взял эту икону и впоследствии был замучен коммунистами.
У
меня есть такое свидетельство. В Оптиной пустыни в свое
время подвизался игумен Герман, который в юности был келейником
митрополита Мануила и, как раз когда происходили эти события,
был чтецом в Куйбышевском соборе. Он мне рассказывал,
что действительно было чудо, и милиция оцепила дом. Потом
в собор позвонил уполномоченный по делам религии и сказал
настоятелю: «Объявите в ближайшее воскресенье, что ничего
нет, что все это сказки и враки». Настоятель ответил:
«Разрешите, я сам пойду, посмотрю эту самую Зою, и тогда
уже объявлю». Через час уполномоченный перезвонил и сказал:
«Ладно, не надо ничего объявлять».
Говорили,
что тот человек, который взял икону, потом получил за
это три года. Отец Герман считал, что батюшка Серафим
все-таки был к этому причастен, но ничего определенного
тоже не говорил, поэтому вопрос остается открытым. Мне
кажется, что икону взял другой священник, хотя отец Серафим
тогда был в Куйбышеве и служил там. Думаю, Господь откроет,
имя того, кто это сделал, нет ничего тайного, что не стало
бы явным (Мк. 4, 22).