«ПОСЛЕДНИЙ РУССКИЙ СВЯТОЙ»
—
Как все-таки можно охарактеризовать подвиг о. Серафима,
что было главным в его служении?
—
Батюшка, несомненно, преподобный отец, кстати, таковым
его считает духовник Свято-Данилова монастыря архимандрит
Даниил. Он говорит, что отец Серафим (Тяпочкин) — это
последний русский святой. После него такой высоты никто
не достиг, хотя, надеюсь, история Церкви в России пока
еще не закончена, и были, и будут святые на нашей земле.
Преподобные
подвизались в разных подвигах: были святые отшельники,
молитвенники, были духовные писатели, например, преподобный
Никодим Святогорец, были святые игумены, которые основывали
и возрождали обители, были и старцы. И вот батюшка Серафим
— это, несомненно, старец. Это особое служение, прежде
всего пророческое. Он окормлял народ, он был свидетелем
веры, он был свидетелем любви Божией. Достаточно было
увидеть его, чтобы что-то в тебе переменилось. Жизнеописатель
пишет о святителе Николае, что порой язычники приезжали,
и им достаточно было увидеть лицо великого угодника Божия,
чтобы стать православными и принять Крещение. Так же было
и с отцом Серафимом: достаточно было его увидеть, чтобы
понять, что он совершенно необычный человек, этого просто
нельзя выразить словами. Особенно это ощущалось, когда
батюшка начинал говорить, хотя речь его была тихой, очень
скромной, наставления были кратенькие, 2–3 минуты, в особых
случаях 10–15 минут, не больше — потому что его ждали
люди. Это был, несомненно, старец.
—
Отец Сергий, если кратко подвести итог, то чем для Вас
стала встреча с батюшкой Серафима?
—
Батюшка был очень милостив ко мне, сострадателен, больше
руководствовал молитвой, всем своим поведением и очень
редким, очень скупым словом назидания. Но, конечно, эти
два года общения с ним — это кирпичик, который лег в основание
моей жизни. Конечно, я очень благодарен Богу за Его великую
милость, за то, что в самом начале моего духовного пути
Он привел меня к отцу Серафиму в Ракитное, и теперь, взирая
на этого праведника, я вспоминаю его и как молитвенника
за себя. Конечно, это очень сильное побуждение к ревности
о Господе.