ПРОЯВЛЕНИЕ БЛАГОДАТНЫХ ДАРОВАНИЙ
СТАРЦА
—
А были какие-то чудеса при жизни отца Серафима?
—
Батюшка всячески старался скрывать свои благодатные дарования.
Я знаю, что многих людей батюшка исцелил от различных
болезней. Несомненно, батюшка имел дар прозорливости,
который он скрывал. Могу рассказать, что было со мной.
Я приезжал в Ракитное раз в месяц, жил там по неделе.
Хоть я и брал благословение на отъезд у своего настоятеля,
но все-таки злоупотреблял его доверием: хотелось подольше
остаться пожить у батюшки, потому что рядом с ним была
благодатная атмосфера, было легко, это совершенно особое,
святое место. Уезжать, конечно, очень не хотелось.
И
вот однажды, еще не успев поговорить с батюшкой, я подошел
к нему и спросил: «Как мне быть: оставаться еще или возвращаться
в свой храм?» Он сказал: «А как Ваш настоятель?» И только
открыл рот, чтобы сказать, что уже все сроки просрочены,
пора возвращаться, как батюшка, внимательно посмотрев
мне в глаза, ответил: «А, ну тогда все понятно, надо ехать»,—
то есть ответил, хотя я еще не успел произнести ни слова.
Я был поражен: батюшка абсолютно точно прочитал мои мысли.
Это какое-то особое чувство, как будто кто-то заглядывает
в твое сердце и видит тебя насквозь.
Еще
был такой случай. Я собрался жениться — как все молодые
люди. Но вот что меня удивляло: как только познакомлюсь
с хорошей, православной девушкой, почему-то после первой-второй
встречи она куда-то исчезала. Наконец, познакомился я
с девушкой, которая заканчивала институт. Она мне нравилась,
мы встречались два или три месяца. Я приехал к батюшке
и говорю: «Батюшка, благословите, я хотел бы поехать в
отпуск на море с девушкой. Одно дело, когда я с ней изредка
встречаюсь, другое — если я побуду рядом с человеком какое-то
время. Возможно, я в ней не ошибаюсь и буду просить у
Вас благословения на брак». Он внимательно посмотрел на
меня и сказал: «Ну, Бог благословит, только смотри, пальцем
ее не трогай». Я отвечаю: «Конечно, это никак нельзя».
Но
тут и эта девушка куда-то исчезла. И как я ни пытался
с ней встретиться, ничего не получалось: то автобус опоздает,
то еще что-то помешает. Я даже поехал к ней домой, во
Владимирскую область. Приезжаю, а ее мама говорит: «Она
два часа назад уехала в Москву».
Подошло
время моего отпуска, а она совсем исчезла. Тут я узнал,
что она закончила институт и получила какое-то распределение.
А
я давно хотел съездить в горы к пустынникам: на Кавказе
в ту пору подвизались пустынники-отшельники (и сейчас,
говорят, они там еще есть). Думаю: надо на это взять благословение.
Я позвонил одному знакомому монаху и спросил: «Отче, какая
сейчас обстановка у отца Серафима? Мне надо бы к нему
съездить». Он сказал: «Сейчас нельзя. Там милиция. Всех
забирают. Батюшку все беспокоят, он просил некоторое время
к нему не приезжать».
А время-то идет: что делать? У меня было благословение
батюшки обращаться к ныне покойному Владыке Сергию (Голубцову),
который жил на покое в Троице-Сергиевой Лавре. Я к нему
приехал, он меня благословил и даже направил в Гудауту
к архимандриту Симеону, который окормлял женский монастырь,
существовавший подпольно.
Я
приехал, с вечера он меня принял осторожно, а утром говорит:
«Я Вам помогу». И дал мне в провожатые монахиню, которая
отвезла меня в Сухуми и познакомила с пустынниками. Попал
я в горы, пробыл там две недели, посмотрел на эту жизнь
пустынническую — и все мои мысли совершенно переменились:
все невесты, все остальное мирское стало неинтересно.
И возжелал я монашеского пути. Думаю: в горах оставаться
или как-то по-другому начать свой путь? Конечно, захотелось
остаться в горах, и я решил съездить к батюшке Серафиму.
Приезжаю
к нему и говорю: «Батюшка, благословите». Он благословляет,
смотрит на меня очень внимательно, улыбается и говорит:
«Монашество?» Я был поражен. Ведь я ему еще ничего не
рассказал, а в последний раз я брал благословение ехать
с невестой на море.
Вот
так батюшка меня благословил на монашество, и его святыми
молитвами это осуществилось.
Однажды
у меня появился помысл, что батюшка уделяет мне мало внимания,
что я, бедненький, приезжаю из Москвы, живу по несколько
дней, а батюшка мне две-три минуты всего выделяет, и что
нечего-де было брать меня в духовные чада. И я ходил,
угрызаемый этим помыслом, а батюшке ничего не говорил,
не считал нужным, недопонимал, что о таких вещах надо
рассказывать.
И
вот однажды батюшка меня исповедует, а потом и говорит
ни с того ни с сего: «Георгий, Вы уж будьте довольны,
что я за Вас хотя бы частичку у престола вынимаю; что
могу, то и делаю для Вас». Мне стало так стыдно, что захотелось
провалиться сквозь землю. И помысл сразу прошел, а к батюшке
возникла такая любовь, что я сразу осознал: ведь он старенький,
больной, нас у него много. Слава Богу, он что-то для меня
делает! И не только частичку вынимает, но и молится, и
наставляет. В самом деле: он меня руководствовал и в его
наставлениях, его молитвах прошла вся моя молодость. Тут
я по-настоящему обрадовался: ведь под его влиянием, наверное,
я все-таки и избрал монашеский путь жизни.
А
вот свидетельства других людей, знавших батюшку.
У
рабы Божией Нонны в 1978 г. обнаружили опухоль на глазном
дне; ее обследовали в институте им. Г.Гельмгольца. Опухоль
продолжала увеличиваться, и, наконец, знаменитая профессор
Боровкина сказала, что надо немедленно делать операцию,
дальше ждать нельзя, так как опухоль может перекинуться
и на другой, здоровый, глаз. «Я,— говорит Нонна,— будучи
жуткой трусихой и малодушной, испугалась насмерть. Для
меня любая операция — катастрофа. Помню, операцию назначили
на пятницу, но я вместо нее поехала в с. Ракитное посоветоваться
с о. Серафимом: как раз незадолго до этого я узнала об
этом батюшке, и мне дали его адрес.
Когда
я вошла в прихожую маленького домика и навстречу мне вышел
из комнатки старенький батюшка Серафим и стал спрашивать
меня о причине моего приезда, я не могла сказать ни слова:
сразу разрыдалась, слезы ручьями текли по моему лицу и
душили меня, так что говорить я была не в состоянии. Тогда
мой муж все сказал за меня. Батюшка спросил, венчаны ли
мы. Мы ответили, что нет. Батюшка покачал головой и сказал,
что надо обязательно повенчаться. (Вскоре мы с мужем развелись).
Позже, много лет спустя, я поняла, что тогда ревела в
присутствии батюшки оттого, что была очень грешной: у
меня были тяжкие, смертные грехи,— а такая реакция, обильные
слезы, бывает от соприкосновения со святостью.
Отец
Серафим сказал, что операцию делать пока не надо, он будет
молиться о том, чтобы все обошлось без нее. На другой
день в храме после службы батюшка сказал мне, что все
будет хорошо. И действительно, после этого я проходила
обследование в глазной клинике, и врач сказал мне, что
проминенция равна нулю, т. е. опухоли нет! Она исчезла
бесследно! Отец Серафим исцелил меня одной молитвой!
Но
тогда я почти ничего не поняла, так как только что пришла
в Церковь. Всего я была у старца два раза. Затем батюшка
заболел, в период его болезни я видела три пророческих
сна, которые указывали на его скорую кончину. Так все
и случилось. Хочу отметить еще один момент. Во время похорон
батюшки было много народу, яблоку негде было упасть, и
мы с подругой забрались на крышу сарая, откуда все хорошо
было видно.
Хоронили
батюшку в церковном дворе.
Более
двадцати лет прошло с тех пор, как о. Серафим исцелил
меня. Первое время меня наблюдали в глазной клинике, а
потом мне это надоело, и я перестала проверяться и вообще
забыла о своем больном глазе».
Другая
раба Божия вспоминает: «Впервые я узнала о батюшке Серафиме
в 1976 году, когда была школьницей, от прихожан нашего
храма, которые были его почитателями. Одна прихожанка
рассказала о чудесной поездке к о. Серафиму с больными
детьми. Поехала она зимой, в мороз, был будничный день,
богослужения не было, калитка храма была закрыта. Автобус
от ст. Готня в село Ракитное пришел рано. Женщина с детьми
спряталась от ветра в крытом павильоне остановки. Холод
терпеть было уже не под силу, дети мерзли.
Вдруг
к остановке подошел сторож и пригласил их войти в сторожку.
При этом он сказал, что его уже несколько раз вызывал
батюшка и просил впустить женщину с детьми. Первый раз
он посмотрел у калитки и никого не увидел, доложил батюшке,
а старец ответил: «Пусти, она с детьми замерзает». Тогда
сторож и обнаружил их на остановке. Как, находясь в келье,
батюшка мог знать об их присутствии? Дети, по молитвам
батюшки, получили исцеление.
Другая прихожанка, молодая женщина, поведала, что враг
посеял вражду между ней и ее мужем. Она уже хотела разводиться
с ним, но, побывав у о. Серафима, по его молитвам, они
воцерковились, повенчались и до сих пор живут дружно.
Когда
я рассказала маме о том, что слышала от прихожан о необыкновенном
старце, она загорелась желанием посетить его. В то время
мама страдала сильными головными болями. Добираться до
старца было нелегко: поезд до станции Готня шел всегда
ночью, и поэтому ночь была бодрственная. Приезжали утром,
сразу шли к богослужению, усталые и сонные. Но стоило
появиться о. Серафиму, как сон куда-то уходил, в душе
появлялась необыкновенная радость и желание молиться.
В
первый наш приезд мы с мамой отстояли Литургию, а после
службы народ, как обычно, выстроился в два ряда от солеи
до выхода, чтобы получить благословение. Батюшку повели
из алтаря в келью, и того, кто стоял впереди, он благословлял
и отвечал на их вопросы. Я была пошустрее и оказалась
в первых рядах. Меня о. Серафим благословил с любовью,
и я даже сумела ему сказать о переживаниях, связанных
со школой и учебой. Все проблемы мои сразу утихли, в душе
появился покой и тихая радость.
Мама
была смиренная, и толпа вытеснила ее в притвор храма и
затолкала. Она слезно молилась: «Господи, я самая великая
грешница и недостойна взять благословение у святого человека.
О, если бы только батюшка дотронулся до моей головы, она
бы у меня просветлела». Но толпа еще глубже затолкала
ее, так что старцу до нее было не добраться. Однако, когда
батюшку довели до притвора, он продвинулся через толпу
и возложил маме руку на голову, при этом сказав ей на
ухо: «Да просветит Господь твой разум». С этого часа и
до самой смерти у мамы никогда не болела голова и была
необыкновенно ясная память. Она запомнила наизусть очень
много молитв, стала читать духовные книги.
Надо
сказать, что до поездки к батюшке мама была малограмотная:
во время войны родители не смогли ее учить, так как детей
было много, лаптей и одежды на всех не хватало, и дети
сидели дома, вышивали, пряли, занимались хозяйством. После
поездки к батюшке мама стала удивлять меня своим правильным
и глубоким понимаем Священного Писания, частыми размышлениями
о вечности; она очень любила книгу «Суд за гробом преподобной
Феодоры». Когда бы я ни пришла домой, заставала ее за
книгой. Еще она полюбила духовную поэзию и очень много
стихотворений знала наизусть, а раньше от сильных головных
болей у нее была плохая память.
С
первой поездки мы привязались к батюшке всей душой и стали
часто к нему ездить, испрашивая на все дела его благословения
и молитв. Ничего без его благословения не делали. Особенно
любили, когда он служил Литургию, такого молитвенного
подъема мы нигде не встречали.
Проповеди
его были особенные, каждое слово врезалось в сердце. Однажды
он произнес проповедь, которая навсегда осталась в памяти.
Своим тихим старческим голосом батюшка сказал: «Дорогие
мои, возлюбленные мои, покайтесь, пока еще Господь терпит
нас». Из его глаз брызнули слезы и как ручейки побежали
по ланитам. И в храме почти все молящиеся зарыдали. Его
призыв к покаянию был пронизан такой любовью к падшим
людям, что проник в самые потаенные места спящей совести.
Незадолго
до смерти у мамы от серьезного заболевания сердца отнялась
левая рука. Она уже с трудом передвигалась, у нее была
сильная одышка и боли в сердце. Вдруг мама стала меня
упрашивать отвезти ее к батюшке, на что я боялась согласиться,
так как накануне у нее был сильный сердечный приступ,
а дорога предстояла нелегкая, здоровым едва под силу.
Но мама настойчиво просила, и я не могла ей отказать,
надеясь на молитвенную помощь о. Серафима, хотя, если
судить по ее состоянию, маму нужно было везти прямо в
больницу.
Всю
дорогу я со страхом смотрела на маму и ее страдания, которые
она мужественно старалась скрывать. Уста ее шевелились
в непрестанной молитве. Я больше всего боялась, что она
умрет в дороге и я не успею довезти ее до о. Серафима:
у нее был сильный сердечный приступ, губы посинели, мучила
одышка, кинжальные боли в сердце. Слава Богу, к утру мы
добрались. Была пятая неделя Великого поста 1979 года.
Отец Серафим не разрешил нам быстро уезжать, благословил
помолиться. Мы прожили целую неделю в просфорне при храме.
По
молитвам батюшки мама прекрасно себя чувствовала, и, несмотря
на длинные постовые службы утром и вечером, скудное питание,
пребывание без всякого отдыха днем, у нее не было ни одного
приступа.