В
день Похвалы Божией Матери после Литургии батюшка перед
отъездом благословил нас зайти к нему. Когда мы пришли,
келейница мать Иоасафа нас упорно не пускала, ссылаясь
на то, что батюшка слаб и никого принимать не будет. Мы
не могли доказать, что батюшка благословил нас именно
сегодня к нему зайти. Сопротивляться было бесполезно,
и я уже стала настраивать себя на обратную дорогу, а мама
смиренно вышла, и я увидела, как она прислонилась головой
к глухой стене батюшкиной кельи и со слезами на глазах
что-то шептала. Я подошла к маме, чтобы сказать, что бесполезно
тратить время, пора уезжать домой. Но не успела я проговорить
это, как услышала взволнованный голос келейницы: «Где
здесь женщина с девочкой? Батюшка зовет их к себе».
Когда
мы вошли в гостиную, батюшка выходил из кельи с большим
медным крестом, в белом подряснике, он был чем-то похож
на прп. Серафима Саровского. В это время нам с мамой показалось,
что он передвигался не касаясь пола, шел как бы сверху.
Мама упала перед ним на колени. Батюшка подошел вначале
ко мне, благословил, целуя в голову. Я почувствовала такую
легкость, как будто не было тела. Подойдя к маме, он крестом
осенил больную руку, хотя мама не успела его предупредить
о том, что левая рука у нее не поднимается. И вдруг у
меня на глазах мама подняла больную руку, говоря: «Батюшка,
рука исцелилась!»
Отец
Серафим перстом дотронулся до рта, сделал знак молчания.
Потом проговорил маме: «Не сразу, но скоро все, все твои
болезни утихнут»,— и стал подготавливать ее к переходу
в вечную жизнь.
Когда
мы с мамой возвращалась домой, по молитвам о. Серафима,
она очень хорошо себя чувствовала и говорила: «У меня
такое состояние, как будто бы нет тела, ничего не болит».
У нее не было ни одного сердечного приступа. Она даже
пожелала проведать своего сына, и мы с ней семь километров
шли пешком в непогоду, когда снег проваливался под ногами.
При этом у нее не было одышки, а такие расстояния она
не проходила очень давно и по дому передвигалась с большим
трудом, большей частью лежала в больницах.
Через
два с половиной месяца мама умерла, подготовленная о.
Серафимом, зная свой смертный час, исповедовавшись и причастившись,
с молитвой на устах.
Я
всегда относилась к о. Серафиму как к святому человеку.
Последнее его благословение, обращенное ко мне, было такое:
«Доченька, всегда будь с Господом, с Ним ничего не страшно,
а я за тебя всегда-всегда молиться буду».
Да,
его молитвы и после его блаженной кончины очень часто
спасали и помогали мне во всех сложных жизненных обстоятельствах».
Раба
Божия Анастасия (ныне покойная) из г. Каховки Херсонской
области страдала болезнями ног, у нее были гнойные раны,
ноги сильно отекали, но она все терпела с молитвой. Ее
довезли до батюшки с большим трудом, на носилках. Батюшка,
находясь в келье, духом провидел это и послал келейницу
«пригласить Анастасию из Каховки», хотя до этого не был
с ней знаком. Встретил ее очень ласково, благословил,
укрепил духовно, и по его молитвам назад она поехала на
своих ногах.
Был
еще такой случай, приведу его, не как пример чудес и прозорливости,
но как пример подхода батюшки к духовной жизни. Однажды
за трапезой у него спросили: «Батюшка, а как Вы определяете
бесноватых?» Он ответил: «Есть бесноватые, а есть просто
психически больные люди. Я веду человека в храм. Если
он психически больной, но духовно здоровый, то во время
Божественной Литургии стоит и молится спокойно, мирно.
А если он бесноватый, то начинает подпрыгивать, причем
подпрыгивает высоко, порой на метр. Это значит, человек
не здоров; вот тут уже, конечно, нужны духовные врачества».
Батюшка
никогда не отчитывал. Он советовал часто причащаться и
собороваться. У него соборовали постом каждый понедельник;
соборовались в основном люди духовно больные, бесноватые.
Причем батюшка сам не соборовал, соборовали отец Григорий
и отец Леонид. И, конечно, во время соборования люди больные,
бесноватые вели себя соответствующим образом.
А
вот воспоминания отца Алексия Семкина, духовного чада
батюшки Серафима: «Я приехал к батюшке весь в грехах,
думал, что сейчас он на меня как закричит: «Вон отсюда,
такой-сякой! К архиерею!» Но он выслушал и сказал: «Ну,
ничего-ничего». И не наложил никакой епитимьи, и сам меня
просил не накладывать на людей никакой епитимьи. И сколько
я у него ни был, он ни разу мне не сказал: «Да ты что?!
Что ты сделал?!» Только: «Ничего-ничего, как-нибудь, как-нибудь».
И уезжал я от него всегда прямо весь «окрыленный».
Вот
что интересно. Когда еще только я подъезжал, было такое
ощущение, будто в голове «рука ворочается». Даже если
батюшка где-то лежал за шторками, помирал — он всю жизнь
там помирал,— а у тебя рука прямо в голове вращается.
Это ощущение оставалось и на обратном пути. Но потом вдруг
— раз! — и все, отпустило. Прямо чисто физическое было
ощущение.
Отец
Серафим отличался тем, что у него абсолютно не было ничего
показного. Да, я знал, что он исцелял бесноватых — это
было известно. К нему приезжали люди, чтобы получить здоровье.
Но он ничего над ними не читал, никаких последований,
не совершал никаких возложений рук. Для меня это очень
много значило, потому что я вспоминал пример преподобного
Серафима Саровского.
Со
мной был такой случай. Однажды я к нему приехал и говорю:
«Отец Серафим, я хочу рукоположиться». Он отвечает: «Это
очень хорошо. Да, надо рукоположиться».— «Вот у меня есть
соображения рукоположиться там-то, там-то…» — Потому что
в Москве тогда невозможно было рукоположиться.
Он
спрашивает: «А не хотите в нашей епархии?» Я отвечаю:
«Нет, не хочу».— Не знаю, почему я так отвечал. И при
этом продолжаю рассуждать: «Может, так попробовать, или
так…» «А в нашей епархии,— спрашивает опять батюшка,—
не хотите?» «Не хочу…» — И опять предлагаю варианты. «А
в нашей епархии не хотите?» «Не хочу».
И
тут батюшка сказал: «Я считаю, что Вам воля Божия рукоположиться
в нашей епархии». Тогда я ответил: «Ну, раз воля Божия,
что же обсуждать. Значит, благословите».
А
надо заметить, что я уже ходил к Владыке Хризостому, и
он меня не взял как кандидата. Я сказал об этом батюшке:
«Отец Серафим, я у Владыки был год назад, он меня не взял».
Батюшка говорит: «Вы знаете, я считаю, что раз Вы у него
были, Вам воля Божия именно к нему и пойти». «Ну хорошо,
пойду, Вы мне записку какую-нибудь напишите, рекомендательную.
А то, что я приду «с улицы»…» Он засмеялся: «Нет, я не
буду Вам ничего писать. Вы так придите. Только Вы знаете,
сейчас поезжайте, а когда приедете, сразу идите к Владыке
на прием». Я сказал: «Ну ладно». И поехал в Москву.
Поезд
пришел в шесть утра. Думаю: «В это время, что ли, к Владыке
идти? Нет». Поехал домой. И вот то одно, то другое… В
общем, я пришел к Владыке, а мне говорят, что он только
что уехал. Спрашиваю: «А завтра когда он будет?» А мне
отвечают: «Он уехал в командировку в Америку и вернется
только через месяц».
И
потом все так закрутилось, произошли разные неприятные
события, начались разные переживания, которых я избежал
бы, если бы все сделал точно так, как сказал батюшка Серафим.
Этот момент очень важный: часто старцев нужно слушаться
буквально.
И
у отца Серафима была удивительная способность: некоторые
вещи он говорил совершенно четко, как будто исходя из
практического опыта, а не из духовного, как если бы кто-то
вам посоветовал перешагнуть через лужу. И так надо было
поступать. Вот и оказалось: такой как бы пустяк значил
для меня настолько много, что если бы отец Серафим светился
или летал, это было бы не так важно, как то, что он мне
сказал: «Пойди туда и тогда…»
Старчество именно в этом и заключается. И старец не обязательно
должен быть «супергерой», «сверхбогослов», «гигант». Отец
Серафим по-человечески был совершенно простой. После его
смерти я видел его проповеди, написанные почерком первоклассника
— как прописи. И вообще, он никогда не говорил каких-нибудь
«умных» речей. Ничего такого не было.
Он
был человек очень скромный, непритязательный. Бывало,
даже придешь в храм, смотришь: лампадки висят из разноцветного
пластика. Такая досада меня всегда брала. Думаю: «Ну что
же это такое! Разве нельзя лампадки нормальные повесить?»
А дело было не в лампадках и не в том, что старец был
«сверхвыдающимся», а в том, что он в нужный момент мне
подсказал с виду совсем пустячную вещь, которая лично
для меня, если бы я ее исполнил, изменила бы всю мою жизнь,
и, может быть, у меня все было бы по-другому.
Помню,
например, еще такой случай: одна женщина пришла к отцу
Серафиму и говорит: «Батюшка, вы все равно умираете. Подарите
мне что-нибудь на память». А он отвечает: «Не знаю, что
вам подарить.— Не стал отрицать, что все равно умирает…—
Ну вот, возьмите у меня одеяло с кровати». И тянет одеяло.
Это вызвало недовольство со стороны келейницы. И не знаю,
чем это дело с одеялом кончилось.
Однажды,
когда я уже после смерти батюшки был в Ракитном, дьякон
Иоанн — сейчас схиигумен — мне, в присутствии многих других
людей, рассказывал о том, что отец Серафим, после смерти,
днем явился в алтаре. Алтарник Т. после службы убирал
в алтаре и наткнулся на отца Серафима, прямо на горнем
месте. И тот ему сказал: «Поезжай к Владыке Леониду, он
тебя рукоположит». И повел его в ризницу — у них там в
алтаре ризница была,— сам дал ему облачение, как бы в
благословение на священство.
И
Т. поехал к Владыке Леониду. Владыка его рукоположил,
он принял монашеский постриг, и теперь служит в Прибалтике.
Преподобный
Серафим Саровский своим духовным чадам сразу сказал: «Вы,
сироты». Мне кажется, что батюшка очень был похож на прп.
Серафима Саровского. У меня в жизни были разные духовники,
и по воле Божией мне приходилось переходить от духовника
к духовнику. Но тогда я понимал, почему это происходит.
А после отца Серафима я не могу найти никакого духовника.
Это можно сравнить вот с чем. Человек идет в деревне по
полю. Ночь, темнота страшная — абсолютно ничего не видно,
кроме возникающих на пути светящихся столбов. И человек
идет по совершенному бездорожью, от столба к столбу.
Так
и на пути духовной жизни: идешь от духовника к духовнику;
к одному пришел и чувствуешь, что он не может тебе дать
того, что ты хочешь, и волей Божией посылается другой
человек, к которому ты переходишь. Причем переходишь не
по произволу, а как-то так получается, что ты переходишь.
Но вот человек дошел до самого яркого фонаря, который
оказался последним. Он уже идет вперед, а фонарь, очень
яркий, все вокруг освещает и свет издается сзади. Так
и отец Серафим: он перешел в иной мир, но все равно продолжает
«сзади» светить.
Это
ощущение совершенно конкретное, это не какая-то фантазия
или попытка построить какие-то модели. Это просто ощущение,
что есть некоторый «свет», который светит «сзади». Вот
ты прошел фонарь и уже его не видишь, но это не означает,
что фонаря нет. Ведь даже в ночи бывает так, что и свет
в воздухе как бы невидим, просто все вокруг освещено.
И в этом очень сильном ощущении, я думаю, очень сильная
апология.
И
вот я вдруг понял, что я тоже «сирота». «Сирота» в благодатном
смысле, а не просто не имеющий родителей. Это просто именно
ощущение того, что источник света остался сзади. Если
раньше ты шел от столба к столбу, то теперь как бы прошел
самый яркий фонарь и он продолжает светить тебе. Это очень
важное для меня внутреннее переживание».