БАТЮШКА — ЭТО САМА ЛЮБОВЬ
—
Что Вам еще особенно запомнилось из встреч с отцом Серафимом?
Как вообще проходили ваши встречи?
—
Прежде всего, конечно, запомнился облик самого старца.
Понимаете, это земной Ангел, небесный человек. Мы часто
слышим это церковное песнопение, но рядом с отцом Серафимом
оно как бы оживало. Действительно, он был воплощенная
любовь, удивительное, чудное смирение: от батюшки исходило
что-то такое, что не могло не коснуться сердца.
Помню,
он встанет,— а он был низенький, сгорбленный, старенький,—
возьмет меня за руки, положит свои руки на мои локти,
и смотрит, и говорит. Кажется: сейчас батюшка упадет —
он еле живой, еле стоит,— но нет, батюшка не падает, батюшка
говорит. И это так подкрепляет, видно, что батюшка — сама
любовь, настолько он любит нас.
Службы
в храме были не каждый день, а только в воскресные дни
и в дни полиелейных праздников — вообще достаточно часто,
не менее трех-четырех раз в неделю. А в другое время по
утрам батюшка вычитывал службу у себя в келье: собирались
священники, которые приезжали к нему, и служили полунощницу,
утреню, часы и обедницу. По милости Божией, батюшка благословил
мне бывать на этих службах, причем это тоже произошло
очень интересно.
Многие
батюшкины духовные чада купили в Ракитном дома и трудились
там в колхозе; у них и останавливались паломники: батюшка
так благословлял, никто никогда не был оставлен на улице.
Во дворе храма лежали дрова, некоторые делали кельи и
жили прямо в них, кто-то жил в подвале. Но долго при храме
жить было нельзя, потому что периодически появлялась милиция
и требовала, чтобы люди ушли, поэтому они селились у батюшкиных
духовных чад.
Особенным
странноприимством отличался батюшкин псаломщик Т. (сейчас
игумен, служащий в Прибалтике). Он работал в колхозе,
потому что никто из трудившихся при храме зарплату не
получал: все работали где-то еще. Батюшка благословил
мне остановиться у него.
Утром
все, чающие движения воды (Ин. 5, 3), т. е. все батюшкины
чада, живущие в Ракитном, и все паломники, приходили на
благословение, а потом расходились на разные послушания,
а кто-то — просто молиться и ждать, когда батюшка их примет.
А батюшка собирал духовенство, и начиналась служба. Я,
конечно, очень хотел остаться с батюшкой молиться, просто
смотреть на батюшку — этого уже было достаточно, ибо все
менялось внутри тебя.
И
вот как-то раз я одним из последних подошел под благословение,
но своего горячего желания остаться не решился высказать.
Батюшка меня благословил, взял за руку и, пожав ее, продолжал
держать в своей руке. И у меня возникло такое чувство,
что надо стоять на месте; все выходят, а я почему-то не
могу выйти, я почему-то стою и стою.
Все
вышли, началась служба у батюшки в келейке, а я все стою
в коридорчике. Когда уже дошли до шестопсалмия, я решился
пробраться и встать среди батюшек. Потом мне дали что-то
почитать. И так я стал ходить к батюшке на службу: решил,
что он меня благословил — и буду теперь ходить. И меня
не выгоняли, даже его суровая келейница — мать Иоасафа
— меня не трогала. Потом после такой службы была трапеза
у батюшки.
Кстати,
батюшка очень хорошо и вкусно всех угощал, а сам почти
ничего не ел. Перед ним стояла тарелка, он там ложкой
поболтает, съест две ложки, а потом говорит: «Чаю». Приносят
ему чай, и он с какой-нибудь мармеладинкой этот чай пьет.
А сам всех угощает, говорит: «Отец (имярек), что-то вы
мало кушаете, пожалуйста, побольше». И чего там только
не было у него.
За
трапезой всегда бывали беседы, батюшка обычно спрашивал
о новостях, потому что приезжали к нему с разных приходов,
со всех концов России и рассказывали очень интересные
вещи. Ведь тогда ни радио «Радонеж», ни церковных газет
не было, а «Журнал Московской патриархии» был слишком
официальным изданием, и, конечно, многого там нельзя было
написать, поэтому вести о чудесах, об обретении мощей
и т. п. больше передавались из уст в уста.
Несколько
раз я пытался задать вопросы, касающиеся духовной жизни.
Я начинаю спрашивать, а о. Серафим говорит: «Молчите,
Георгий» (меня тогда Георгием звали). И я решил больше
слушать то, что там говорят.
Еще
помню такую удивительную вещь, свидетельствующую о батюшкиной
любви. Однажды у него в келейке шла служба, а за окном
ходил народ, который к батюшке не мог попасть. И вот,
я смотрю: батюшка взял крест — там лежали Евангелие и
крест,— оглянулся, убедился, что его никто не видит, и
с такой любовью благословил народ за окном! Чувствовалось,
что батюшка хочет к этим людям выйти, а немощь старческая
не позволяет. Такая в этом поступке была любовь!
Распорядок
жизни в Ракитном был следующий: всенощное бдение обычно
начиналось в 16 часов и продолжалось примерно до 20 часов
вечера; оно шло всегда по полному уставу, то есть всегда
вычитывались все кафизмы, очень благоговейно читался канон,
лития совершалась неспешно. На Пасху пели очень медленно,
спокойно, не в московской манере, а протяжно — так пели
Пасхальный канон у батюшки всю Светлую седмицу. А утром
совершалась Литургия, примерно с 7 утра начинались утренние
молитвы, полунощница, потом прочитывалось правило ко Причащению,
потом — часы, а перед часами — общая исповедь, затем приходил
отец Григорий, он был инвалид, и начинал исповедовать.
В
то время, когда я ездил в Ракитное, в храме было трое
священников: сам батюшка, отец Григорий (в качестве требного)
и отец Леонид (сейчас игумен Серафим, служит в Белгороде).
Он был самый молодой, а потому совершал проскомидию и
в основном всегда служил. Батюшка даже не мог стоять перед
Престолом, большую часть Литургии он сидел, вставал только
на чтение Евангелия, Херувимскую и Евхаристический канон.
Отец Григорий в это время исповедовал, потом приходил,
как правило, и тоже совершал Литургию или просто причащался.