Если
всенощной с вечера не было, то утреня начиналась в 6–7
часов утра, потом — часы, исповедь, Литургия. Исповедь
была обязательна, и почти все присутствующие в храме причащались.
Служба заканчивалась в 13 или 14 часов, не раньше, потом
обязательно совершался молебен, чаще всего водосвятный
и с акафистом: читался либо акафист празднику или празднуемому
святому, либо акафист святителю Николаю: храм был Никольский,
и батюшка Серафим очень почитал святителя Николая, Мирликийского
чудотворца. После молебна с акафистом — а было уже приблизительно
15 часов — еще совершалась панихида. Панихиду обычно совершал
дьякон отец Иоанн (впоследствии он принял монашество,
живет в Ракитном; удивительный, смиренный человек). Освобождались
все около 16 часов, не раньше, шли на трапезу. К этому
времени, конечно, уже еле стоишь, ноги подкашиваются,
а на душе так мирно, такая радость, все поет. На таких
службах я воспитан, поэтому уже не воспринимаю службу
сокращенную, которая идет полтора часа.
Когда
службы не было, с восьми утра у батюшки собирались священники,
совершалось правило — часов до двенадцати. Потом сразу
была трапеза, на которой присутствовало духовенство и
староста (она, кстати, тоже приняла монашество с именем
Серафима), батюшка иногда также приглашал своих почетных
гостей и духовных чад, с которыми уже давно общался. Потом
он немного отдыхал и начинал принимать людей. Принимал
с большими перерывами, потому что здоровье было слабое.
Вечером в 18 часов у него совершалась вечерня, опять-таки
для духовенства. Потом он уже никого не принимал.
Когда
была служба, батюшка приходил обычно к часам. Если была
утреня, он мог прийти и к началу ее, и к середине, как
ему позволяла немощь.
Порой
утреню служили в храме, а батюшке, когда он был особенно
немощен, ее вычитывал келейник. Но к Литургии батюшка
приходил всегда. Если он не приходил на Литургию, это
был особый случай, это означало, что он слишком болен.
А
когда он шел в храм, к нему все подходили под благословение.
Идет
старец и с такой любовью, с таким смирением всех благословляет,
причем идет еле-еле, вследствие своей старческой немощи,
его окружают любящие духовные чада… Это удивительная картина.
И ничего искусственного, никакой игры в этом не было,
просто его действительно любили — больше жизни любили.
В
храме к нему можно было обратиться с каким-нибудь вопросом.
Можно было прийти в алтарь и что-то у него спросить, я
иногда этим пользовался. Но однажды батюшка мне сказал,
что на службе говорить не будет, хотя потом все-таки смягчился.
Можно было что-то спросить на Литургии во время запричастного,
а также на утрени — на кафизмах и на каноне; тогда можно
было и исповедаться.
Совершенно
удивительны были проповеди батюшки, больше я нигде такого
не видел. О чем-то подобном я читал только в жизнеописаниях
отца Иоанна Кронштадтского. Выходит батюшка после Евангелия,
опирается на аналойчик и начинает говорить проповедь.
Проповедь очень простая, обычно либо на тему евангельского
чтения, либо о святом, чья память праздновалась в тот
день. Но после нескольких фраз батюшка начинает чуть-чуть
всхлипывать, чувствуется, что он говорит от сердца и переживает
все те события, о которых говорит. Потом начинает всхлипывать
народ в храме.
Я
думаю: «Ну это бабушки, старушки, они пускай плачут,—
а я не буду плакать, чтобы в прелесть не впасть». Батюшка
всхлипывает сильнее, а затем начинает плакать: скажет
предложение и плачет, просто рыдает, заливается слезами.
И все в храме плачут и рыдают. Думаю: «Нет, я плакать
не буду». И вдруг что-то происходит с тобой, и слезы начинают
литься градом, так, что при всем желании удержаться —
не можешь.
Батюшка
со слезами кончает проповедь, уходит в алтарь, продолжается
Литургия, хор с плачем поет, и ты стоишь и плачешь, со
слезами дальше слушаешь Литургию, со слезами причащаешься,
потом постепенно, потихонечку успокаиваешься. Так было
всегда, когда батюшка говорил проповедь: всегда народ
плакал, и не плакать было просто невозможно.
Помню,
однажды все ждали батюшку, я стоял на клиросе, и когда
батюшка заходил в алтарь, он как-то удивительно на меня
посмотрел — наши глаза встретились. Батюшка зашел в алтарь,
и вдруг буквально через несколько секунд какое-то тепло
вошло в сердце, и я начал плакать и прорыдал всю службу,
несколько часов. Я понял, что это произошло со мной по
молитвам батюшки. Я этого не ожидал, это не от меня зависело,
и остановиться я не мог.
—
А как Вы объясняете такие явления?
—
Мне кажется, это оттого, что батюшка был великий молитвенник:
он молился за всех своих чад, он вообще постоянно пребывал
в молитве. Один из духовных писателей говорит, что постоянный
плач — это признак самодвижной молитвы Иисусовой. Батюшка
плакал не все время, но достаточно часто: и за трапезой,
и в храме, и просто когда шел по улице. И это передавалось
окружающим — это какая-то особая благодать. И с другими
такое происходило по молитвенному предстательству батюшки.
Например, в последнем случае, о котором я рассказал,—
явно батюшка за меня помолился.