Вспоминаю
один рассказ, который услышал от о. Серафима как-то во
время трапезы. «Вы знаете,— говорил он,— какая была раньше
жизнь. Батюшка служит в алтаре, а псаломщик один на клиросе.
И вот псаломщик спел Херувимскую, а батюшка из алтаря
со слезами говорит: “Повтори, пожалуйста”». Чувствовалось,
что отец Серафим привел этот случай из своей жизни, настолько
проникновенно он рассказывал. Ведь когда человек совершает
богослужение благоговейно, это передается всем. И по этому
рассказу видно, что уже тогда батюшка Серафим, несмотря
на молодость, был действительно сильным молитвенником.
Затем
батюшка женился и принял священный сан.
Наступали
тридцатые годы, годы гонений. Как ревностный пастырь и
проповедник православного учения, батюшка недолго пробыл
на свободе. Обновленцы того времени, предшественники нынешних
обновленцев, вступили в союз с советской властью и начали
преследовать православных. За борьбу с обновленчеством
батюшка и получил свой первый срок — пять лет.
Вообще
он говорил, что тогда они очень много боролись и страдали
за Православие — от непоминающих, от расколов, таких,
как иосифлянский и григорианский. Он не признавал это
истинной Церковью. А когда я спросил у него, как относиться
к Русской Зарубежной Церкви, наследнице раскола митрополита
Иосифа, он ответил: «Русская Зарубежная Церковь есть несомненно
раскол, и никакого литургического общения с ней быть не
может». Тогда я поинтересовался: «А как относиться к митрополиту
Антонию (Храповицкому) и к его богословию?» — а батюшка
в свое время у него учился: митрополит Антоний иногда
бывал в семинарии, и батюшка слушал его лекции. Так вот,
отец Серафим сказал: «Митрополит Антоний — это светило
русской богословской науки». И на вопрос: «Можно ли поминать
карловчан?» — он отвечал так: «Я думаю, что поминать их
можно, потому что Бог разберется, кто был прав». Тогда,
в тридцатые годы, была очень сложная ситуация, русские
люди уезжали в эмиграцию. Сейчас все стало понятно, а
в то время что было делать русскому человеку, который
оказался в Америке или Европе, где Русской Православной
Церкви Московского Патриархата не было, а были только
зарубежные епископы? Вот поэтому о. Серафим считал, что
поминать карловчан за упокой можно — именно за упокой.
Вообще
же он непримиримо относился ко всем видам раскола.
Известен
такой случай из жизни батюшки в лагерях.
Батюшку
с каким-то поручением послали в другой лагерь: ему доверяли,
священникам вообще доверяли. И батюшка заблудился в тайге.
А была зима. Он понимал, что если останется сейчас, зимой,
здесь, в лесу, то просто замерзнет, погибнет. Он до вечера
пытался найти дорогу, уже стало темнеть. Тогда он, преклонив
колена, встал на молитву и долго молился. И, подняв глаза,
увидел, что среди чащи сияют какие-то огни. Он пошел на
эти огни и вышел к тому лагерю, в который был послан.
Батюшка
признавал это несомненным чудом Божиим, он рассказывал
этот случай неоднократно, приводил его как пример того,
что Господь помогает Своим рабам, находящимся где-то по
делам послушания или терпящих страдания за Него.
Когда
батюшка отбыл очередной срок и пришел за получением паспорта,
следователь задал ему вопрос: «Гражданин Тяпочкин, а что
Вы собираетесь делать дальше?» «Господу служить»,— был
ответ. После этого он получил новый срок, так и не выйдя
на свободу, с покорностью и смирением приняв новое испытание.
Потом,
когда со смертью Сталина закончились гонения на Церковь,
люди стали выходить из лагерей. Но впереди были хрущевские
гонения. В это время батюшка служил в Днепропетровской
епархии (ранее он служил в Куйбышевской).
В
конце 50-х годов умерла его матушка. Батюшка — тогда протоиерей
Димитрий Тяпочкин — написал правящему архиерею прошение
о постриге, в котором указал, что в монашестве хотел бы
принять имя преподобного Серафима, так как от юности очень
почитал этого святого. Прошение было исполнено, и с тех
пор иеромонах Серафим служил в различных приходах Днепропетровской
епархии. Архиерей, очень уважавший его, предлагал ему
служить в соборе, но батюшка отказался и попросился на
какой-нибудь уединенный приход, чтобы просто быть в тишине,
сохранить молитвенный дух.
Позже
батюшка был назначен духовником Курско-Белгородской епархии.
В последние годы он служил в селе Ракитное, жил при храме,
там и скончался на второй день Пасхи 1982 года.
В
четырех километрах от Ракитного служил схиархимандрит
Григорий. Отец Серафим ездил к нему на исповедь, так как
считал его своим духовником, или просто отдохнуть, поскольку
в Ракитном было много народу, и как только батюшка выходил
на улицу, его тут же обступали люди с разными просьбами.
Вообще эти два подвижника были очень дружны между собой.
Недавно в Москве вышла брошюра об отце Григории, а в Белгородской
епархии — большая, полная книга об этом подвижнике нашего
времени.
—
Я была у отца Серафима (Тяпочкина), по милости Божией,
и его молитвами Господь дал мне квартиру. Как поминать
его?
—
Пока его надо поминать за упокой, поскольку отец Серафим
еще не канонизирован. Когда будет канонизирован, тогда
будем ему молиться.