О ПРИОБЩЕНИИ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙН
В
Православной Церкви нет, если так можно выразиться, уставного
правила о том, как часто христианин может и должен приобщаться
Святых Тайн Пожалуй, самым распространенным является мнение,
что причащаться нужно каждый пост, то есть четыре раза
в год. Некоторые вообще «говеют» один раз в год, считая
себя недостойными чаще приступать к Евхаристической чаще.
В «Известии учительном» сказано, что желающий причаститься
Святых Тайн должен неделю поститься, усилить домашнюю
и церковную молитву, то есть посещать регулярно храмовые
богослужения, выполнять молитвенное правило и помышлять
о своих грехах. Не имея возможности все это выполнять,
православные христиане ныне просто заменяют все это редким
приобщением Святых Тайн. Как же на этот вопрос смотрел
отец Серафим?
В письме к одной из своих дочерей он советует ей причащаться
как можно чаще, проводя время перед причастием в молитве
и покаянии. Я подолгу жил в келье с отцом Серафимом и
видел, что сам он именно так и делал.
Поднимаясь ранее четырех часов, он начинал свое молитвенное
правило с довольно частыми поклонами. Спал отец Серафим
не более, а может быть, и менее четырех часов. Среднему
мирянину это, конечно, не под силу. Да Господь этого и
не требует от каждого. Но на опыте вполне можно убедиться
в истинности слов, сказанных в «Известии учительном: «Кто
хорошо готовиться к принятию Святых Тайн, тот не только
прощение грехов получает, но и обилие благодати приемлет».
Совет отца Серафима о частом причащении с хорошей подготовкой
основан на его личном опыте и полностью совпадает с евангельским
и святоотеческим учением по этому вопросу. Ведь сам Христос
говорил: «Кто ест Тело Мое и пьет Кровь Мою, тот во Мне
пребывает и Я в нем». Итак, если Таинство Евхаристии является
источником силы в борьбе с грехом, источником высшей духовной
радости, то есть подлинной пищей человека как духовного
существа, то человек должен стремиться к этому Таинству,
как «лань на источники водные». И надо признать, что редкое
приобщение современных христиан связано не столько с осознанием
своего недостоинства, сколько со снижением духовной ревности
и боязнью трудов по подготовке ко Причастию. Один верующий
человек как-то сказал мне: «Чтобы часто причащаться нужно
вести святую жизнь». Святые отцы несколько иначе смотрят
на это. Они учат, что, если кто действительно стремиться
к чистоте и святости, кто хочет жить подлинно христианской
жизнью, тот должен постоянно питаться Хлебом, сшедшим
с Небес, то есть Телом и Кровью Христа, подлинными источниками
нашей святостью. Святые отцы так и делали. Так делал и
отец Серафим. Тому он учил и нас, своих духовных детей.