ОТЕЦ СЕРАФИМ КАК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ
Если
бы меня спросили, что является наиболее существенным в
облике отце Серафима как священнослужителя, то я без колебаний
ответил бы: благоговение. Именно благоговение и привлекало
молящихся на его богослужения, именно это его качество
более всего и ценили верующие. Одна моя родственница как-то
сказала мне, что богослужение отца Серафима, на котором
она однажды присутствовала, произвело на нее неизгладимое
впечатление. И это мнение мне приходилось слышать очень
часто от многих. Верующие более всего желают видеть в
пастыре священника не по знанию, а по духу. Отец Серафим
глубоко сознавал и ощущал святость священнического служения
и всей своей жизнью стремился приобщиться к Божественному
миру. Таких пастырей ищут и к таким пастырям, носителям
Духа Христова, и тянутся пасомые, понимая, что через них
и с их помощью и самим можно в какой-то мере приблизиться
к Богу. Это удивительное качество отца Серафима просвечивалось
и в выражении его лица во время богослужения, в интонации
его голоса, в плавности движений и вообще в поведении
в алтаре, где он мог во время службы произнести лишь несколько
необходимых слов, прямо относящихся к течению богослужения.
Перед Святым Престолом он обычно стоял с наклоненной головой
и глубоко сосредоточившись.
Внешне богослужения отца Серафима характеризовались двумя
особенностями: соответствием уставу и крайней неспешностью.
Если против первого возражать невозможно или трудно, то
со вторым я никогда не соглашался и откровенно об этом
говорил отцу Серафиму. В самом деле сокращать церковную
службу - значит нарушать клятву, данную священником..
Для благоговейного иерея это почти невозможно. Я говорю
почти, потому что в некоторых приходских храмах, особенно
в сельской местности, строго уставная служба не всегда
возможна и самый ревностный иерей должен иногда уступать
обстоятельствам. Но отец Серафим в этом вопросе никогда
уступок не делал. Однажды я попросил у него разрешения
спеть ирмосы 6-го гласа вместо 5-го в силу того, что плохо
знал 5-1 глас. Но он не разрешил мне сделать этого, ибо
в этом вопросе был строг до педантичности. Это, коненно,
было одним из проявлений его ревности. То же самое можно
сказать и о медлительности. Это тоже было степенью выражения
его благоговейности и стремлением придать богослужению
как можно более церковный и умилительный характер и, несомненно,
как можно больше продлить службу Божию, которая была для
него, по его собственному признанию, источником высшей
радости. В одном письме автору этих строк отец Серафим
писал: «Ох, если б я мог передать хоть одну десятую долю
той радости, которую я переживаю во время служения литургии!»
Другой раз во время разговора с ним о чрезвычайной длительности
его богослужений он отвечал: «Счастливые часов не наблюдают».
И батюшка не наблюдал часов ни во время храмовых богослужений,
ни во время келейной молитвы, в которой многократно приходилось
участвовать и мне. Некоторым это нравилось, но у других
вызывало протест. В числе последних был и я. В самом деле,
литургию в праздничный день отец Серафим заканчивал далеко
за полдень, часа в два-три. Может ли мирянин выстаивать
семь-восемь часов службы?
Ограниченные физические силы и повседневные хозяйственные
нужды, думалось мне, не могут позволить мирянам с полной
отдачей участвовать в таких богослужениях, и я неоднократно
говорил об этом отцу Серафиму. Некоторые его пасомые не
только в Ракитном, но и в с.Токмак, как я уже говорил,
выражали против этого протест. .Должен, однако, сказать,
что был случай, когда отец Серафим служил обыкновенно.
Было это в селе Михайловка в 60-м или 61-м году. Батюшка
поздно вернулся из Днепропетровска и поэтому на следующий
день с утра совершал уставное всенощное бдение, литургию
и молебен с акафистом преподобному Сергию Радонежскому.
Все это заняло шесть часов. Батюшка служил в обычном для
всех храмов темпе. В храме кроме служащего священника
и псаломщика, автора этих строк, никого не было. Это богослужение
очень понравилось мне своим спокойным молитвенным течением.
Об этом я не приминул сообщить отцу Серафиму с похвалой
в его адрес и пожелал, чтобы так было всегда. Но мое пожелание
осталось гласом вопиющего в пустыне. И это потому, что
отец Серафим руководствовался правилом, что «надо угождать
Богу, а не людям».