ОТЕЦ СЕРАФИМ – ПРОПОВЕДНИК
Отец
Серафим проповедовал за каждым своим богослу¬жением. По
содержанию его проповеди, казалось бы, мало, чем отличались
от тех, которые можно услышать от каж¬дого семинарски
образованного священника. Но, как сказал апостол Павел,
«слово мое и проповедь моя не в словах человеческой мудрости,
а в явлении духа и силы». Таковой и была сила проповеднического
слова о. Серафима. Речь его была тихой и ровной, каждое
его слово исходило как бы из самого сердца, преисполненного
Божиим Духом и лю¬бовью к своей пастве, ищущей от него
наставления и поучения.
Проповедуя, о. Серафим всегда плакал. Я не помню ни одной
проповеди, которую бы он произнес без слез. Это были слезы
умиления и сокрушения, слезы человека, глубо¬ко осознающего
свое недостоинство перед Святостью Божией. Чувствовалось,
что, когда о. Серафим говорил о «грехах и беззакониях
наших», а об этом он говорил постоянно с целью возбудить
у слушающих покаянное на¬строение, он имел в виду не только
грехи других, в частно¬сти своих пасомых, но и свои грехи.
Он не отделял себя от своих собратьев и вверенных ему
Богом духовных детей. Он не возвышал себя и не стремился
господствовать над ними и высокомерно поучать, а плакал
вместе с ними об общих для всех — и пастырей, и пасомых
— грехах и безза¬кониях. Проповеди о. Серафима производили
большое впе¬чатление не внешней красивостью.
Нет, в них не было того, что называют обычно красноречием.
В них не было вити¬еватости, искусственной напыщенности
и многословности. Они действовали на сердца слушателей
духовностью, глубокой искренностью и простотой, если угодно,
жизненностью. Чувствовалось, что каждое слово, произносимое
о. Серафимом, глубоко им прочувствовано, пережито на личном
религиозном опыте, что он говорит не «изученными словами
внешней человеческой мудрости». Он словно раскрывал; свою
душу глубоко верующего человека. Многие, слушая проповедь
плачущего о. Серафима, тоже плакали. Бывали случаи, когда
плакала с ним почти вся церковь, как это было, например,
в днепропетровском Троицком соборе перед его уходом из
епархии. Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Священник только
уста открывает, а Дух Святой говорит». К батюшке эти слова
вполне приложимы. Пребывание в Духе Святом делало его
простую, смиренную, бесхитростную, но глубоко духовную
речь поучительной, назидательной и вдохновляющей к покаянию.
Да, о. Серафим говорил не устами, а сердцем, не от себя,
а живущим в нем Духом Божиим.