«Совершишася.
И паки Голгофа, и паки Крест.
Дорогая дщерь моя, незабвенная Мавро!
Душа моя скорбит смертельно. Вспоминая Гефсиманский подвиг
Христа Спасителя, нахожу утешение и своей скорбящей душе.
Скорблю, скорблю тяжело; скорблю о себе, скорблю о детях,
сродниках своих, скорблю о пастве своей, скорблю о чадах
своих духовных, скорблю о любящих, помнящих обо мне и
ожидающих моего возвращения ныне. Но совершилось то, о
чем я горячо и усердно молил Господа: да мимоидет от меня
чаша сия.
Вот мое скорбное повествование. В феврале месяце я выбыл
из Канска в Балхаш. Писать оттуда тебе, дщерь моя верная,
я не имел возможности. В Великий Четверток окончился мой
страдальческий подвиг.
Я горел желанием возвращения в родные места, желанием
видеть родных, дорогих и близких, но увы, получил назначение
на жительство в Красноярский край. После долгого и утомительного
пути достиг я тихого пристанища у далеких берегов реки
Енисея. Здесь я должен трудиться и от трудов своих себя
питать и одевать. Старость моя не приспособлена к таковой
жизни. Притом в настоящее время я без средств. Приближается
зима, суровая и продолжительная. Да будет воля Твоя.
Верю, что Господь везде и всегда со мною — служителем
Его. Верю, что Он не оставит меня. Уповая, что в любви
Своей, которая николиже отпадает, и вы не забудете меня,
пастыря своего, полагающего за овцы душу свою. Однако
боюсь быть в тягость вам, дети мои дорогие. Простите и
не осудите. чадо мое возлюбленное, Мавро! Как апостол
Павел имел в скорби своей ученика — апостола Тимофея,
так и я — тебя.
Посети моих благодетелей, деток моих духовных, прочитайте
вместе послание сие, пролейте слезные молитвы обо мне
и решите вопрос утоления скорби моей.
Господь Милосердный и Его Пречистая Матерь со святыми
да хранят нас!
Усерднейше прошу у всех молитв святых и прощения!
Всегда Ваш, всегдашний молитвенник ваш, ваш скорбящий
пастырь отец Димитрий».
Воистину сила этого послания подобна апостольскому, и,
читая его, невольно думаешь. Написано оно в первые века
или в последние…
Однажды
с отцом Серафимом произошел замечательный случай. В одном
из храмов города Канска ему посчастливилось служить на
Пасху. «Мне приснилось, что сегодня мы втроем совершали
Литургию», - сказал ему настоятель, хотя в храме служили
два священника. Он попросил отца Димитрия облачиться и
служить вместе с ними. Вспоминая этот случай, отец Серафим
поражался милости Божией, которая не оставляла его в эти
трудные годы.
Как-то
ранней весной везли арестантов в ссылку. Буксир тянул
баржу с заключенными. По пути следования узников партиями
высаживали на берег. Люди разбрелись, и в незнакомых таежных
местах отец Димитрий заблудился. Весь день он не мог отыскать
дорогу к лагерю. Настал вечер, стемнело. Было снежно и
холодно, от реки тянуло сыростью. Завыли волки. Сил больше
не было. «Продрогший, совсем обессиленный, превозмогая
боль, я встал на колени и с глубокой верой помолился Господу,
Владычице, святителю Николаю - моим небесным заступникам.
Сам не знаю, сколько продолжалась молитва и как я оказался
в десяти шагах от людей, сидящих у костра на территории
лагеря». Так Господь и на этот раз сохранил Своего избранника.
После
освобождения отец Димитрий вернулся в Днепропетровск и
в течение нескольких месяцев был настоятелем прихода.
Прихожане быстро узнали и полюбили благоговейного и аскетически
настроенного пастыря. Но властям это никак не могло понравиться,
и отец Димитрий был удален из епархии. Поводом для этого
стало следующее. В день памяти Предтечи Господня Иоанна
он произнес проповедь, вызвавшую у многих слезы покаяния
и умиления. В проповеди были такие слова: «И теперь уже
секира висит над миром». Они стали известны областному
уполномоченному по делам религии, который, вызвав отца
Димитрия к себе, сказал: «В моей епархии вам места нет».
Отец
Димитрий поехал в Патриархию, где встретился с епископом
Курским и Белгородским Леонидом, и тот пригласил его служить
в своей епархии. Здесь наконец осуществилась заветная
мечта юности отца Димитрия. От владыки Леонида он принял
постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима
Саровского, которого очень почитал с самого детства. Сам
постриг был совершен в Курском Сергиево-Казанском соборе,
который строили родители преподобного. Благословение на
постриг отец Димитрий получил в Глинской пустыни от ныне
покойного знаменитого старца - архимандрита Андроника
(Лукаша), который в свое время так же, как и батюшка,
был сослан на Колыму и претерпел всевозможные испытания
лагерной жизни.
В
октябре 1961 года отец Серафим начал свое служение в Свято-Никольском
храме поселка Ракитное. С первых дней его пребывания
на новом месте к нему потянулись из Днепропетровска и
других городов и весей многочисленные почитатели и духовные
дети, число которых постоянно возрастало. Здесь в полноте
раскрылись благодатные дары мудрого старца-наставника,
непрестанного и горячего за свою паству молитвенника и
смиренного пастыря, «душу свою полагающего за овцы». Любовь,
которой было преисполнено его сердце, обнимала всех, и
те, кто когда-либо соприкасался с ним, ощущали это на
себе. Были и благоговейные, ни с чем не сравнимые богослужения,
были неповторимые сердечные проповеди, во время которых
плакали и отец Серафим, и весь храм, были исцеления по
его святым молитвам. Но более всего запомнилась всем его
любовь, беспредельная и всепрощающая. Невольно вспоминаются
слова преподобного Кассиана Римлянина: «Верх святости
и совершенства состоит не в совершении чудес, но в чистоте
любви. И это справедливо: чудеса должны прекратиться и
уничтожиться, а любовь всегда останется».
Эта
Христова любовь позволяла отцу Серафиму видеть всего человека
насквозь - с его нуждами, скорбями и грехами - и давать
ему предельно ясные и спасительные советы. И если человек
находил в себе силы и мужество следовать этим советам,
дела его почти тут же начинали поправляться. Можно перечислять
десятки и сотни фактов и свидетельств того, как по молитвам
отца Серафима и при жизни его, и после его смерти люди
вновь обретали себя, восставали из пепла, исцелялись иногда
на глазах, иногда через месяцы, а может, и годы. Многие,
казалось бы, неразрешимые обстоятельства разрешались легко
и просто после молитвенного участия отца Серафима.
Однажды
из Воронежа приехала молодая девушка. Она была в совершенном
отчаянии: душевный недуг поразил ее внезапно, и вот уже
восемь месяцев она не появлялась на работе. Никто не мог
помочь ей, к кому бы она ни обращалась. Во время богослужения
она кричала не своим голосом, ее трясло и бросало в разные
стороны. Батюшка подошел к ней и сказал, положив руку
на голову: «Я очень слаб, деточка, но постараюсь тебе
помочь». После того как отец Серафим помолился о ней во
время Литургии и затем помазал елеем, она успокоилась,
а вернувшись домой, сразу приступила к работе. С тех пор
прошло несколько лет, и она, приехав помолиться в Ракитное,
поведала об этом эпизоде ее жизни настоятелю храма.
Многие
болящие подолгу жили на церковном дворе. Спать приходилось
и на поленьях в подвале, и в складе с углем, но жажда
исцеления и духовного укрепления была велика. Одним нужны
были месяцы, другим - годы, чтобы крепко стать на ноги
рядом с таким светильником веры, как отец Серафим. Многие
по его благословению стали священнослужителями. Случалось,
и архиереи прибегали к его советам, а некоторые были его
духовными чадами.
Можно
сказать, что Ракитное во время служения здесь отца Серафима
стало одним из самых знаменитых духовных источников, к
которым прибегали многие, жаждущие правды и любви. Каждодневная
трапеза у отца Серафима всегда была долгой, во время ее
разрешались многие вопросы и зачастую определялись человеческие
судьбы. Никто не уходил из-за стола голодным - как духовно,
так и телесно. Лишь отец Серафим обычно едва прикасался
к еде. Его главной пищей в то время уже была молитва,
помноженная на деятельную любовь к Богу и ко всему Его
творению. Он исполнил задачу, возложенную на него Творцом:
уподобился Христу, сострадая и милосердствуя вверенному
ему стаду, неся на себе его немощи и грехи. До последнего
вздоха отец Серафим нес врученный ему Господом особый
крест и в 1982 году, в первый день Светлой Седмицы, отошел
к Тому, Кого жаждал и к Кому стремился всю свою жизнь.
Как
при жизни отца Серафима Свято-Никольский храм не пустовал,
а был наполнен его почитателями, так и теперь к его могилке
непрерывным потоком стекаются те, кто нуждается в его
молитвах. Это люди с разных концов России - и те, кому
посчастливилось знать и видеть батюшку, и те, кто никогда
не видел его, но жаждет духовного подкрепления в наш озлобленный
и лукавый век. Этот непрерывный поток, который заметно
увеличивается с каждым днем, является неоспоримым свидетельством
праведности отца Серафима, подтверждением того, что мы
нынче нуждаемся в его молитвах, верим в них и желаем духовного
общения с батюшкой как благодатным посредником между нами
и Богом.