ВОЗВРАЩЕНИЕ. ГОНЕНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Отбыв
более одиннадцати лет на Колыме, батюшка смиренно говорил:
«Те, которые были праведниками, сподобились мученического
венца, а мы страдали за свои грехи». За все годы ссылки
отец Геннадий так изменился, что его не узнала даже родная
мать. Все его родственники – сестры, племенники – жили
в убогой землянке. Когда он попросился переночевать, ему
сказали, что рады бы пустить («у нас и свой так же вот
где-то мыкается»), да условия не больно подходящие». Батюшка
вышел за порог. Один из племянников все-таки признал его
и сказал: «Да ведь это дядя Гриша». Узнала и младшая сестра
Александра. Велика была радость встречи, но и остаться
дома отец Геннадий не мог: негде было притулиться, да
и без прописки могли опять посадить. Долго батюшка не
мог получить паспорт. А потом уехал сначала в Щекино (под
Тулой) к племяннику Михаилу, где пробыл недолго, затем
в Плавск (тоже Тульской области), где служил отец Макарий
(Кобяков), с которым отец Геннадий познакомился в ссылке.
В Плавске батюшка не служил, хотя и был в сане иеродиакона.
Он жил в сторожке, пел и читал на клиросе, выполнял пономарскую
работу. В этом городе поселилось несколько человек высокой
духовной жизни, с которыми батюшка, несомненно, имел общение.
Вначале вместе с ним в сторожке жил монах, тоже из ссыльных,
который с Колымы привез спасенного им кота. Этот старец
недолго прожил на свободе, вскоре умер. Кот неделю не
ел и не пил, сидел возле могилы, как некогда на могиле
преподобного Герасима Иорданского тосковал прирученный
им лев. Через неделю отец Геннадий «уговорил» кота вернуться
в келию, обращаясь к нему, как к разумному существу.
Уже
в Плавске у отца Геннадия появилось много духовных чад.
Местные старушки до сих пор его вспоминают. Он был к ним
очень расположен, по-свойски называл их всех «девками»,
независимо от возраста. Эта простота общения, которая
всегда была для него характерна, привлекала к нему и простых
людей, и ученых, и епископов, а в ссылке, как мы уже сказали,
и уголовников. Поэтому неудивительно, что к отцу Геннадию
приезжали даже из соседних городов и сел. Так из города
Щекино к нему наведывалась семья Константина Воздвиженского.
Отец Константин , протодиакон Иоанн, и родной брат, диакон
Николай, стали новомучениками : они погибли на Колыме
в 1938 году (иером.Дамаскин (Орловский). (Мученики,
исповедники и подвижники благочестия Российской Православной
Церкви XX столетия. Тверь: «Булат», 1993, кн.1, с.180).
В своей тесной сторожке батюшка учил вышивать старшую
дочку Константина Ивановича. Впоследствии он благословил
ее выйти замуж за Феодора Нагорного, его духовного сына
и будущего служителя. Когда отец Геннадий приезжал повидаться
с родными, его несколько раз пытались арестовать. Особенно
усердствовал начальник милиции. Однажды он забрал у батюшки
паспорт, и стоило больших трудов получить его назад. Был
и такой случай: отца Геннадия хотели вновь арестовать,
но председатель колхоза предупредил об этом. До позднего
вечера отец Геннадий прятался во ржи, а потом ушел из
села.
Из
Плавска отец Геннадий перебрался в Ворошиловград (ныне
– г.Луганск), где служил иеродиаконом в соборе (вероятно,
с 1953 по 1957 г.). Сведений об этом периоде жизни мало,
так как батюшка тогда ни с кем не переписывался и редко
приезжал домой. В Ворошиловграде тоже были трудности с
пропиской, без которой могли посадить в тюрьму. Пришлось
уехать в Одессу. Там архиепископ Борис (Вик;
1906-1865) – из рабочей семьи, в 1923 г. Поступил послушником
в саратовский Спасо-Преображенский монастырь, в 1930 году
был пострижен в мантию, а в 1935 году рукоположен во иеромонаха.
В 1944 году состоялась его хиротония во епископа, с 1956
года – архиепископ (затем митрополит) Одесский и Херсонский)
рукоположил его во пресвитера . В Одессе отец Геннадий
служил на нескольких приходах, но и здесь ревностного
батюшку ожидали различного рода неприятности от власть
предержащих.
Отец
Геннадий, бывая в Москве, останавливался, как правило,
у своих духовных чад – монахинь Варсонофии и Аркадии.
Это были монахини старой закалки. Батюшка говорил, что
они образцово читают по-церковнославянски. Когда монахине
Варсонофии поставили диагноз – рак, отец Геннадий посоветовал
ей принимать настои из трав и усердно молился за нее.
После этого по молитвам старца она прожила еще девятнадцать
лет. Однажды эти матушки приютили у себя некоего «архимандрита».
Батюшка только посмотрел на него и сразу же понял, что
это самозванец. Хозяйкам сказал, чтобы они выпроводили
его в тот же день. И, действительно, со временем выяснилось,
что это был сотрудник КГБ. Вспоминается и такой случай.
В церкви, где матушки прислуживали, они обратили внимание
на парня, который ходил, заложив руки за спину, и разглядывал
иконы. Матушки познакомились с ним и стали его понемногу
наставлять в вопросах веры. Однажды они познакомили его
с отцом Геннадием, и тот предрек: «Погодите, он еще вас
отпевать будет». И, действительно, молодой человек впоследствии
принял сан и участвовал в их отпевании.
Даже
будучи далеко от своих духовных чад, батюшка провидел,
что у них происходит. Его духовная дочь Людмила Воздвиженская
училась в Москве в медицинском институте, жила на квартире.
Хозяйке она нравилась, и та полунамеками старалась склонить
ее к браку со своим племянником. Батюшка тогда служил
в Ворошиловграде и писем в Москву никому не писал. Вдруг
он совершенно неожиданно приехал в Москву и сказал Людмиле:
«Собирай вещи и немедленно уходи отсюда». Она переехала
в общежитие.
Известна
и такая история. Однажды отец Геннадий приехал в Щекино
к Константину Ивановичу и в один из дней настойчиво несколько
раз повторил: «Берегите Павлика» (младшего сына). В этот
день, купаясь в реке, мальчик едва не утонул, его затягивало
в водоворот, и лишь невесть откуда взявшаяся лодка его
подобрала.
Где
бы батюшка ни пытался обосноваться, везде на него воздвигали
гонения из-за судимости. В Одессе ему тоже не пришлось
служить долго, так как и там начальство чинило ему всяческие
препятствия.