Вспомнилась
недавно умершая мать, и сердце пронзало чувство вины обо
всём соделанном и не соделанном:
«Прости, Мама! Прости!».
И тут случилось нечто.
Сон это был или явь – уже не суть важно, но в комнату
вошла умершая мама в платье, в котором её похоронили.
Глаза её были исполнены любви и сострадания.
- Доченька, ты же знаешь, я не верила в Бога, пока жила,
но старалась жить, как понимала, честно и по совести,
и Господь меня помиловал.
- Теперь я знаю, что Бог есть! И Иисус Христос воистину
воскрес!
- Верь в Него, доченька, и Он поможет тебе! Мне вот только
больно было, когда меня вскрывали, – и показала рубцы
на своём теле.
(Помяни, Господи, усопшую рабу Твою Людмилу!)
Это
явление или видение перевернуло всю жизнь N.
Рано
утром она уже была в N-ском монастыре, – душа её рвалась
на исповедь.
Исповедь
длилась не один час, пол был весь в слезах, священник
потрясён, а она преисполнена великой радости, любви и
готовности всё отдать и всем пожертвовать ради обретённого,
наконец, Жениха, – Христа.
В
таком состоянии неопытный новообращённый «несчастный»
«раб Божий», естественно, уже не «помнит» все соразмерности
и слабенькие силы души, и исполненный Силой Божией, забывает
и о своей немощи и о враге рода человеческого, «ищущего,
кого поглотити».
«Я
всё готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени…»
(стихотворение Б. Пастернака «Завет» -
«Всю ночь читал я Твой Завет и как от обморока ожил…»)
Сжигаемая
Огненной Любовью, N в молитве обещает отдать Христу всё,
даже самое ценное для женщины, лишь бы остаться с Ним.
И верит, что Господь принял эту жертву, предварительно
испытав её душу (она рассказывала, как эти испытания были
трудны, тяжелы, почти невыносимы и одновременно радостны,
для неё).
В
таком молитвенном состоянии ей приходят несколько очень
существенных, на мой взгляд, помыслов, и прошу читателя
со всей внимательностью отнестись к последующему рассказу.
У
неё возникает чёткая уверенность, что раз она всё отдала
Богу, и Он взял, то жизнь её уже исполнена.
Она
вполне серьёзно готовится к смерти и даже пишет завещание
и посмертную записку. Засыпая с таким твёрдым убеждением,
она видит сон…
Я,
естественно, не видел этого сна, а потому не смогу передать
его достаточно точно, но схему сна, или точнее – схему
искушения, попробую изобразить.
Сон
строился, как бы сейчас сказали, по принципу компьютерной
игры, переходя из пространства в пространство, как из
комнаты в комнату. В этих комнатах-пространствах, или,
говоря языком виртуального мира, уровнях, ей показывают
и её соблазняют, и она во сне понимает, что должна подтвердить
опытно своё отречение от всего.
Это
были: Древние Цивилизации и Эпохи, их Красота и Роскошь,
Слава и Тайные Знания, Ужасы и Страхи, и, конечно, Разгул
Плоти, и Немыслимые Удовлетворения Похоти (которые, кстати,
оказались последним пространством-уровнем).
На
каждом уровне она с трудом прорывалось к заветной двери,
за которой начиналось новое пространство.
Чудом,
вырвавшись и нигде не погибнув, она пробивается к последней
двери, а за ней…
Внимание,
читатель!
Когда
я её слушал, именно здесь я наиболее, помню, сконцентрировал
своё внимание на внутренней молитве (ох, думаю, как бы
не было подвоха!).
Последнее
пространство разительно отличалось от предыдущего ужаса.
Природа, солнце, птицы, цветы, цвета, покой, тихая радость,
словом – рай.
И
здесь, в этом «Эдеме» её тело (обрати внимание, грамотный
читатель!) вдруг наполняется непонятной благостной светящейся
золотистой энергией, начинает расти и становиться величиной
во всю вселенную, излучая изнутри эту удивительную сверкающую,
искрящуюся, преобразующую энергию. Вся N преисполняется
любви и сострадания ко всему живому и, находясь в этой
удивительной гармонии, видит своё огромное сердце, обнимающее
необыкновенной любовью весь земной шар. Как это было прекрасно!
(Мне очень запомнились эти её, радостные, а для меня,
грустные, слова).
Я
сидел, горько думал: «Бедные мы, бедные дети! Сколько
же в нас этой удивительной жажды к извечной красоте Божьего
мира заложил Господь! И как эта неизбывная жажда подлинной
Жизни извращается в наших искорёженных грехопадением составах
естества. Как нас ловят, а мы и рады, на этой наивной
радости. Как же циничен, и запредельно-неистово ненавидит
нас, «ищущий кого поглотити». И, как мы в своей, чисто
детской, наивности, зная, и одновременно не зная, забываем
Слова Христовы, что «Без Меня не можете творити ничесоже»,
и, что «Сила Божия в немощи (человеческой) совершается».
Одновременно
я заметил, что N, и до сих пор, воспринимает (вот, думаю,
и ключ к её духовному и личному неустройству!) последнее
видение, не как последнее тончайшее искушение – дьявольской
гордостью, («и будете, яко боги»), (вспомним, кстати,
и последнее «мытарство» в посмертных откровениях преподобной
Феодоры), а как заслуженное избавление и награду, естественно,
исходящие из рук Божиих.
Но…
дальше, не замечая до конца жёсткой последовательности,
она сразу же после этого сна впала во многие тяжкие, смертные
грехи и желания.
Не
буду рассказывать, дабы не вводить в смущение, как и что
с ней происходило, и, тем более, перечислять других действующих
лиц. Скажу лишь, что, разуверившись, в чуть было не погибшем
в этом водовороте страстей, духовнике, и, так и, не встретив,
к тому времени, «настоящих христиан», т.е. отчаявшись,
по её словам, найти понимание и поддержку в церковной
среде, она ищет опору вне Церкви. И встречает практикующего
йога, который и «помогает» ей обрести «духовное равновесие».
Итак,
она имеет в Церкви опытного духовника-монаха и «Учителя»
вне Церкви, «естественно», синтезируя уже, два совершенно
различных учения и две различные духовные практики, по
наивному невежеству своему не замечает абсолютной несовместимости
– ни учения о Едином Боге-Троице, ни учения о мире и человеке,
не говоря уже о колоссальном вреде восточных духовных
практик.
Причём
тончайшая лесть принадлежности к «Мировой Элите Духа»,
«понимающей» единство всех религий (правда, на «восточной»
мистической платформе), ощущение широты и всеохватности
своего «духовного» взгляда, и, напротив, досадной «узости»
православных, не дают видеть корни собственной, духовной
и личной, постоянно длящейся, катастрофы.
Вот
и вся недолга!
Пережив
этот рассказ заново и, видимо почувствовав моё к ней,
Богом мне данное, отношение, N решается познакомить меня
со своим «Учителем».
Я
соглашаюсь.
И
вот в один из осенних вечеров, в пятницу, мы с ней идём
на «занятия» в какой-то подвал.
По дороге она готовит меня к встрече:
«Он
сейчас прорабатывает тело на уровне клеток на духовном
уровне. Ты увидишь, какие там, внешне, может быть, и непривлекательные,
люди, но как у них чисты, и открыты тела, – со свойственной
ей восторженной патетикой, говорит она, – После них я
в монастыре чувствую жёсткий эгрегор. Учитель говорит,
что это из-за православного монашеского догматизма. Ты
понимаешь?».
Конечно,
я всё понимаю, иду, молчу и готовлюсь, открыто и непредвзято,
услышать и увидеть всё предстоящее.
«О.
Николай, – шепчет мне N, когда мы уже заняли места в первом
ряду, – когда я ему сказала, что говорю всем, что Православные
лишь спасутся, – к сожалению, явно лукавит она, – мне
ответил, что говорить так не надо.
Главное, чтобы человек любил Бога! Понимаешь, Главное
– Любовь!». (Господи! Знала бы она, до какой степени мне
надоели эти восторженные вздохи наигранной патетики, равно,
как и холод цинизма, и пустота житейской суетности.)
Я
киваю, потому, что думаю, что понимаю, о чём говорил старец.
Мне
в жизни довольно часто приходилось сталкиваться с этим
постулатом, (как, впрочем, и с толкованием слов старцев
в свою пользу), и в нём, в этом Постулате, у меня по-другому
расставлены акценты.
Главное,
чтобы – ЧЕЛОВЕК (если он живёт далеко от себя, как сказал
Метерлинк, то – «где» человек и «кто» вместо него?) ЛЮБИЛ,
и с этим приходиться сталкиваться каждый вечер в молитве
«Да воскреснет Бог». Помните – «тако да погибнут, беси
от лица любящих Бога», на этих словах я часто сокрушаюсь:
«а люблю ли я? И, если люблю, то всем ли сердцем, умом,
крепостью?», на что всегда приходится, лишь, глубоко вздыхая,
просить: «Прости нас, Господи!»
И
БОГА (Кто мой Бог? И Что, а правильнее Кто для меня, за
этим ёмким словом?).
…В
маленький подвальный зал набралось человек сорок. Все,
переодевшись в сменную обувь (тапочки), занимали места.
Я же, разглядывая нехитрый дизайн и слушая, современно
аранжированное, индусское пение – внимал себе.
В
центре, на небольшой, как бы, сцене стояло что-то вроде
музыкального центра, за ним, видимо на стульях, – два
больших портрета – старой индийской женщины, как позже
выяснилось, англосаксонского происхождения, и человека
с нимбом, с чертами индуса. Можно было бы принять это
изображение за образ Христа, если бы не глаза, в которых
художник изобразил столько чувственного, сладострастного
самолюбования, что становилось, мягко говоря, неприятно.
Позади
сцены, на стене, в центре небольшое линялое изображение
рублёвской Троицы, где благословляющие руки ангелов обведены
кружками из цветных ниток, которые соединяются, далеко
вверху, в одну точку, нарисованную наподобие Всевидящего
Ока. Слева изображение какой-то синей женщины – инопланетянки,
с чакрами, так я понял, и какие-то знамёна, с незнакомыми
мне письменами.
Но
главное было не здесь, и совсем не видно!
Главное
оказалось внутри меня.
Я
уже говорил, что внимание в молитве уже стало для меня
жизненно необходимым, как воздух для тела, причём без
преувеличения. А здесь, сидя и оглядываясь, я вдруг с
волнением и лёгким страхом обнаружил, что не могу связать
вниманием и трёх слов молитвы, не говоря уж о том, чтобы
вникнуть в смысл хотя бы одного слова.
Это
меня напрягло.
Кто,
хоть раз, задыхался от удушья, поймёт, что я стал чувствовать.
Итак, я судорожно стал «хватать ртом воздух», т.е. стал
напрягать все силы ко внимательной молитве, но у меня
это выходило очень и очень плохо.
Я
ещё более усиливался вниманием.
Так
как до начала занятий было ещё 25 минут, я открыл молитвенник
и решил прочесть акафист св. Николаю Чудотворцу, который
люблю читать днём в свободное время, и, некую часть которого,
читаю, обычно, «про себя», в дороге, по памяти.