О СИЛЕ КРЕСТА
Наступил
Рождественский пост. Все чаще и чаще на исповеди приходилось
видеть отца Григория Сопина или отца Иоанна Макаренко, которые
служили вместе с батюшкой Серафимом в храме села Ракитного.
Но душа рвалась под благословение к отцу Серафиму. По моему
желанию Господь послал отца Серафима принимать исповедь. Когда
подошел мой черед, батюшка долгим и внимательным взглядом
посмотрел мне в лицо и почему-то начал говорить о силе креста,
о том, что, отходя ко сну, необходимо крестным знамением осенить
постель, себя, изголовье. Потом, как бы, между прочим, он
рассказал о том, как одного монаха бес так связал по ногам
и рукам, что у того не было возможности перекреститься.
Тогда монах с молитвой «Отче наш» совершал крестное знамение
мысленно. Бес отступил от него. И, завершив свой рассказ словами,
что крест есть сила непобедимая», батюшка меня благословил
и отпустил. Я недоумевала» почему он это рассказал, вместо
того чтобы исповедать меня? Но решила, что батюшке виднее,
значит, недостойна в этот раз причащаться. Поехала домой в
Белгород в надежде на скорое «достойное» Причащение.
По дороге я встретила знакомого, и он мне стал доказывать,
что ни вера в Бога, а уж тем более крест, который я ношу,
не делают меня лучше. «Вы, верующие, как те комсомольцы и
партийцы. Нацепили на себя кресты и позорите их». С этими
лукавыми размышлениями я и переступила порог дома. Первым
делом решила снять крест, не позорить (как сказал мой знакомый)
само право ношения креста и звание христианки. В этом я была
полностью согласна со своим знакомым. Прочитав молитвы на
сон грядущим, я легла спать, решив, что осенять постель, а
тем более подушку — удел фанатиков и людей суеверных. В доме
у меня было много икон и около десяти лампад, семисвечник,
одна лампада неугасимая: по благословению отца Серафима я
поддерживала в ней горение круглосуточно.
Вдруг эта лампада погасла, и на меня навалилось что-то огромное,
тяжелое.
Я человек не робкого десятка, но то, что легло сверху меня,
сковав по рукам и ногам, меня испугало. Ведь это был не сон,
а явь. Я начала молиться вслух, мысленно осеняя себя, как
учил батюшка, крестным знамением.
Молитва шла уверенно, без страха. Вдруг эта туша, что лежала
на мне, рухнула на пол и исчезла. Я поднялась, включила свет,
затеплила лампаду и легла спать, осенив себя крестным знамением.
Посещение «ночного гостя» не повлияло на мое Решение не носить
креста, я еще больше утвердилась в мысли, что прежде нужно
стать «достойной».
Вторая ночь была подобна первой, такой же была следующая...
Рассказать об этом близким, мужу я не решалась, думалось,
что сочтут за ненормальную. Мои смелость и уверенность убывали
с наступлением вечера. Я знала, что только соберусь лечь,
лампада погаснет и ночной гость явится. Но все это не мешало
мне упорствовать: крест я не надевала, постель крестным знамением
не осеняла.
Как раз в это время мне довелось провести несколько ночей
вдали от дома.
Ночевать пришлось на квартире у одной старушки. Ну, думаю,
хоть теперь посплю нормально. Только я расположилась, как
опять по рукам и ногам связал меня бес своими лапищами. Все
за окном загудело, зашумело, собаки завыли, слышу рыкающий
голос: «Я тебя, мразь, все равно уничтожу!..»
Вспомнила я опять совет батюшки, читаю «Отче наш» и мысленно
осеняю себя крестным знамением. Бес отпустил меня. Утром смотрю,
а у меня чуть ниже плеч лапищи черные отпечатаны — огромные
следы от пальцев.
Приезжаю домой, муж тоже эти следы увидел, интересуется. Пришлось
ему объяснить, он, человек богобоязненный, поверил. Пошла
к матери, хотела рассказать обо всем этом и попросить, чтобы
она чаще в храм ходила, посмотрела — а следов уже и нет. С
наступлением ночи сижу на постели, боясь ложиться, и думаю,
что же делать. Вдруг комнату озарил яркий свет.
Смотрю, в углу домашнего большого иконостаса, под самым потолком
во всю мощь сияет золотым, живым светом крест, размером около
тридцати сантиметров. Поняла я милость Божию ко мне, грешной,
осенила постель, изголовье, себя. А ранним утром поехала в
Ракитное.
Батюшка исповедовал. Увидев меня, подозвав, я молча протянула
ему крест, он молча надел его на меня и после исповеди велел
причаститься. Я стала ему говорить о своих «недостоинствах»,
приняла Святое Причастие.
Незрячий
попутчик
Ехала
я как-то в Ракитное. За окнами поезда переливалась яркая позолота
осени, нежное уходящее солнышко робко протягивало золотые
лучи, словно руки доброго друга. Много дум проносится в голове
под монотонный стук колес. Так хочется побыстрее добраться
до тихого пристанища, до старца, до его мирного, уютного храма.
Вот и последняя остановка — станция Готня, отсюда на автобусе
минут 15-20 до поселка Ракитного.
Попутчики пошли к кассе за билетами, а мое внимание привлек
высокий, стройный парень. Он нерешительно спускался с подножки
поезда. Глаза ни на ком не останавливались, смотрели вдаль,
в руках палочка, как у слепых.
Я подбежала к нему: «Вам помочь? Вы в Ракитное к отцу Серафиму?»
Лицо молодого человека радостно осветила улыбка, большие,
красивые карие глаза затеплились надеждой. «Да! Я к отцу Серафиму.
Всю дорогу молил Бога послать мне Ангела-хранителя, вот Бог
услышал — вас послал».
Мне стало как-то не по себе: меньше всего походила я на Ангела-хранителя.
По дороге в Ракитное он поведал мне о всем приключившемся
с ним. Он — художник-краснодеревщик, мастер по резьбе, родом
из Харькова. Жил обеспеченно, уединенно, в полное удовольствие,
позволял себе часто захаживать в ресторан, словом, жил безбедно,
но и не развратно. И тем не менее сытая, обеспеченная жизнь
особой радости не доставляла. Душа все искала какого-то смысла.
«Тетя моя говорила: «Сходи в церковь, помолись, свечечку поставь»,
— рассказывал мой новый знакомый. — Ходил в Церковь, выстаивал
долгие службы, но все это мне мало что давало. И вот однажды
снится сон, в котором мне тихий голос прорицает: «Михаил,
завтра ты проснешься слепым, запиши адрес, там тебе помогут».
Диктуется адрес: «Белгородская область, поселок Ракитное,
отец Серафим». Но проснувшись, я не придаю никакого значения
этому странному явлению.
Мало ли что померещится!,
Но и на вторую ночь слышу тот же голос и то же предупреждение.
На третью ночь не стал испытать судьбу, записал адрес отца
Серафима, аккуратно сложил написанное и положил во внутренний
карман пиджака.
Наутро проснулся слепым. Но на сердце не было смятения и тревоги.
Как-то слишком уверенно и спокойно, тщательно умывшись, пошел
я в наш Благовещенский храм. Там через верующих и узнал, как
добраться до Ракитного, расспросил об отце Серафиме. Мне сказали,
что к нему не всегда сразу можно попасть, некоторые приезжие
живут месяцами. Сходил на работу, сказал, что еду на лечение.
На пути следования мне удивительно везло. Вот и теперь, не
успел сойти с поезда — вы предложили мне свою помощь».
В Ракитном мне пришлось покинуть своих попутчиков и заняться
устройством Михаила. Разместились мы с ним при храме в кочегарке.
К батюшке он попал сразу же. Старец ласково наклонил голову
Михаила, по-отечески погладил и благословил со словами: «Немного
потерпи, все будет хорошо, в монастырь поедешь». Я стояла
рядом и думала: «Ну при чем тут монастырь?.. Ведь через сны
был назван адрес батюшки». Батюшка в этот момент с укоризной
посмотрел на меня и тихо добавил: «А ты помогай ему, пока
он здесь находиться будет».
Во время богослужений я ставила Михаила в укромное место,
чтобы ничто не могло отвлечь его от молитвы. В храм стекалось
множество болящих» среди них были и бесноватые. Однажды во
время вечернего богослужения Михаил особенно ревностно молился,
и вдруг: «В монахи собрался!» - прорычал хриплый зловещий
голос одержимого - «Этот Серафим монахов расплодил!» — продолжал
другой. И заулюлюкали бесноватые, изрыгая проклятия на батюшку
и на Михаила. Я испугалась за него, ведь неискушенному все
это может показаться страшным и странным. Но Михаил пребывал
в совершенном покое, старательно делал земные поклоны.
После службы я попыталась объяснить Михаилу происшедшее, но
он ответил: «Мне в Харькове говорили об этих несчастных, они
меня только укрепили в вере, что я правильно сделал, приехав
к батюшке». Прошло три дня. Однажды, сидя на церковном дворе,
мы разговорились. Михаил признался, что у него на душе ожидание
какой-то неизъяснимой радости. Я спросила: «А с чем это связано,
что лично ты хочешь?» На лице у него было крайнее удивление.
«После того, как я ослеп, вся моя прошлая жизнь кажется мне
чем-то уродливым и отвратительным, ведь тогда я и был по-настоящему
слеп. Я благодарен Богу, что все так обернулось. Теперь ясно,
как батюшка скажет, так и будет». — *А сколько ты думаешь
пробыть здесь?» — «Куда не теперь торопиться? Как батюшка
скажет, куда благословит. Ты вот лучше возьми деньги и купи
свечей на три подсвечника». «На сколько?» переспросила я с
удивлением. «На три», — повторил Михаил. «Как же я смогу поставить
свечи даже на один подсвечник, ведь другим людям тоже нужно
ставить свечи». — «А ты до службы ила после службы поставь,
но только на три». Решили все сделать за час до богослужения.
Я, как всегда, пристроила Михаила в укромном месте, а сама
пошла со свечами по храму, ставила их, не задумываясь, в каком
порядке. И вдруг слышу печальный голос Михаила: «Зачем ты
свечи поставила не так, как я просил?» Я опешила: «А откуда
ты знаешь, разве ты видишь?» — «Да, в церкви на службе я вижу,
как горят свечи. Но на подсвечниках их совсем мало — одна
- две, видно, у людей денег нет, вот я и попросил тебя, чтобы
больше свечей горело, хотя бы на трех подсвечниках». Я не
стала вносить в его душу смятение: все подсвечники во время
богослужения ломились от горящих свечей. «Можно и мне свечи
поставить?» — спрашиваю. — «Пожалуйста». Я поставила три свечи:
к Распятию, к иконам преподобного Серафима Саровского и Божией
Матери.
И вдруг он мне сказал: «Горит только одна свеча около Распятия».
Тут я и поняла, что горят как должно только те свечи и там,
где особенно сердце Богу молится.
Батюшка при мне еще трижды принимал Михаила у себя в келлии,
мне же сказал, что я могу возвращаться домой, о Михаиле позаботятся.
Через месяц Михаил уехал из Ракитного по благословению отца
Серафима в монастырь.
А по прошествии некоторого времени принял монашество и прозрел.