Главная

 
Главная >> Тяпочкин >> Давыдов

 


CРЕДИ ДУХОВНЫХ ЧАД

В духовной жизни, как известно, важны не только внутренние, но и внешние проявления, которые свидетельствуют о характере человека, состоянии его души. Некоторые бытовые подробности и детали поведения говорят порой о многом, они привносят особый колорит в живой образ человека. Очевидцы, люди, близкие батюшке, запомнили некоторые моменты из его повседневной жизни, какие-то его замечания, то, как он отвечал на вопросы, что советовал. Известно, что старец любил идеальный порядок во всем, для него не существовало мелочей. Он, например, строго следил, чтобы иконы содержались в идеальной чистоте. Когда он видел на них пыль, то мог провести пальцем и иронически сказать: «Святая пыль», - тем самым, обличив нерадивых послушников. За едой соблюдался образцовый порядок. Можно было подумать, что находишься не в деревянном доме, а на каком-нибудь важном приеме, где досконально следят за соблюдением этикета. У батюшки было обыкновение начертывать крест ложкой в тарелке и только после этого есть. Часто, попробовав борщ, он говорил: «Господи, помяни того, кто варил его». Как-то принесли чай. Батюшка. отхлебнув, приказал позвать того, кто его заваривал. Пришла некая раба Божия. «Ты молитву читала?» - «Простите, батюшка». – «Забирай, пить это невозможно». Однажды у него спросили, можно ли грызть семечки. Он ответил: «Семечку съел – читай Иисусову молитву». Одна женщина рассказывала, что за обедом она возмущалась про себя, что ей не то и не так подали и налили меньше, чем другим. Закончилась трапеза, а батюшка и говорит: «Ну что все довольны? Может, кому не то и не так подали или мало налили?» Такое знание о сокровенном изумляло. А в другой раз молодой человек, оказавшийся за столом, смутился, что в тарелки кладут много еды, и попросил себе поменьше. Батюшка повернулся к нему и стал рассказывать: «В один монастырь приехал монах и, увидев, что братия в основном проводит время на огородах, сильно соблазнился. Он был убежден, что монашеское дело только молиться. Пришло время обеда, все пошли на трапезу, а настоятель был прозорливый и приказал этого монаха не звать за стол. Монах тогда спрашивает, почему же его не позвали. Настоятель на это ответил: «Ты прости нас, ради Бога, мы люди грешные, трудимся на огородах, а что выращиваем, то и едим. А ты у нас ангел – молитвой и питайся». При этих словах старец обратился к молодому человеку: «Ты же у нас не ангел!» Тот не знал, куда деться от стыда.

Батюшка всегда старался выразить благодарность человеку, оказавшему ему какую-нибудь услугу. Как-то старцу, связали тапочки, и хотя они ему были малы, он носил их в течение нескольких часов, показывая уважение к трудившемуся человеку.

Будучи монахом, строгим подвижником, но живя в миру, старец был вынужден вникать во все тонкости мирской жизни; он знал, когда и что нужно сажать в огороде, как квасить капусту, мог приготовить вкусную скоромную еду. Многие из его духовных чад своим семейным благополучием обязаны именно ему. Старец смотрел на семью прежде всего как на малую церковь и, благословляя выбор жениха или невесты, исходил не только из общности их интересов, положения, но и из того, что ожидает семью в будущем. Если видел, что из молодого человека получится священник, то старался подобрать ему невесту, которая сможет разделить с ним всю тяжесть пастырского служения. Одному юноше, который сделал неудачный выбор, он задал риторический вопрос: «Может ли солома жить с огнем?»

Бывало, что в окружении старца заходила речь о воспитании детей, иногда спорили, нужно ли их наказывать. Батюшка как-то взял зеленую веточку сирени, обмотал ее вокруг пальца несколько раз, показывая тем самым, что пока веточка молодая, мягкая, крути ее, как хочешь, а когда задервенеет, чуть согнешь – она может и сломаться. Так и ребенок; пока маленький, его можно повернуть в нужную сторону, а подрастет, станет творить свою волю – не переделаешь. Наказывать ремнем можно, только не часто и с вразумлением. Если при необходимости хотя бы раз накажешь чувствительно, потом достаточно будет только сказать: «Накажу», - или показать ремень – достигнешь того же эффекта. Если же угрозы не помогают, со временем можно еще раз проучить ремешком. Но все хорошо до определенного возраста, а дальше можно исправлять нравы только убеждением. «В настоящее время проклятия родителей не действуют на детей, - говорил батюшка, наблюдая плачевное состояние многих семей, когда старшее поколение не может найти общего языка со своими чадами. – Их проклятия к ним же и возвращаются, так как они пожинают плоды безбожного воспитания своих чад». И добавлял: «Спастись можно только в Церкви. Если ты вскочил в переполненный автобус, то хотя тебя и давят со всех сторон, ты все-таки едешь. Так и церковный человек: хотя и имеет искушения, но с Божией помощью он преодолевает все».

Когда у отца Геннадия спрашивали, можно ли смотреть телевизор, он отвечал: «И пчела, и зеленая муха летают по разным местам, залетают и в туалет. Но пчела все равно приносит нектар, а муха только разносит заразу. Так и человек: если имеет в душе чистоту, то не оскверниться и от телевизора. Но непотребных фильмов и передач лучше избегать. А если смотрят дети, то только под контролем взрослых». В спорах об образе жизни порой звучало, что в неверующей семье тяжело вести духовную жизнь. На это старец возражал, как всегда тонко и глубоко аргументировано, со ссылкой на Священное Писание: «Праведный Лот сумел спастись и в Содоме, а Иуда погиб и в обществе Апостолов».

Однажды в поезде отец Геннадий был свидетелем семейной ссоры. Женщина все время ругала свою мать, грубо обзывала ее. Батюшка слушал - слушал, а потом громко сказал, чтобы всем было слышно: «Такая умная женщина да такая красавица». Люди стали на нее смотреть с любопытством. «Но какая же дура у нее мать, форменная дура». А потом, обращаясь к женщине, сказал: «Одного не пойму, как такая дура могла родить такую умную, как ты. Умные часто рождают дураков. Но чтобы дурак родил умного – это противоестественно». В другой раз в автобусе мужчина рассказывал соседу, как он любит свою жену. Он и готовит, и в постель ей подает, и стирает сам, и причесывает ее. Батюшка слушал, а потом сказал: «Вы свою жену совсем не любите. Если бы вы ее любили, то даже если бы горшок за ней выносили, то молчали бы. А так вы сами признаете, что ваша жена ничего не умеет делать».

Вообще же, в утешение семейным, которые , может быть , с завистью думали об иноческих венцах, отец Геннадий приводил одну из своих пословиц, которая в его устах звучала как непреложная истина: «Четки не спасут, жена не лишит рая». Но, тем не менее, среди батюшкиных духовных чад было немало и таких, кого он готовил к монашеской жизни; испытывал, предлагал им те или иные послушания, следил за их исполнением, приучал прежде всего к рассудительности, постоянству. На собственном опыте зная все тяготы иноческого подвига, он с величайшей рассудительностью подходил к такого рода благословениям, взвешивал все на тончайших весах своего чуткого сердца. Во многих случаях ему помогала его житейская проницательность. Одна раба Божия часто заговаривала с ним о монастыре. Однажды батюшка сказал ей: «Нам с тобой еще монастырь не построили. У тебя мама с кем живет? – «Одна». – «Вот и поезжай в деревню к маме, ухаживай за ней, это и будет тебе монастырь». Другая же просилась в обитель очень настойчиво . Батюшка ей сказал: «Подожди до утра». Утром он пришел к ней домой, а у нее с соседями такая война идет, что уже и слов не подбирают. Батюшка подошел к ней и сказал: «Так в какой же монастырь тебя благословить? Куда ты годная?»

Среди духовных чад отца Геннадия были и монашествующие, они приезжали к нему за советом, разрешали недоумения. О некоторых эпизодах такого общения старец сам рассказывал. Приехала к нему как-то девяностолетняя монахиня и похвалилась: «Я не разу в жизни не испытала блудной страсти». На это батюшка сказал: «Погоди, еще испытаешь». Через некоторое время она приезжает к нему со слезами, в отчаянии: «Батюшка, спасайте, погибаю, горю как в огне». Старец стал за нее молиться, и искушение прошло. А ей посоветовал: «Никогда не хвались, запомни: нельзя тщеславиться своими добродетелями». Другая престарелая монахиня жаловалась, что не может вычитывать монашеское правило. Батюшка ей ответил: «У нас с тобой теперь осталось одно правило: «Боже, милости буди мне, грешному».

Духовное руководство старца Геннадия распространялось на священнослужителей и на мирян, на опытных в вере и новочальных. Велико было его попечение о всех, кто нуждался в его поддержке, просил помолиться. О силе молитвы отца Геннадия можно судить по такому например, случаю. Еще в молодости отец Геннадий приехал в Киев и не знал, где остановиться. Придя в собор к иконе святого Иоанна Воина, он стал говорить: «Так-то ты нас, Иоанн Воин, встречаешь, никто нас не ждал на вокзале». Когда он так сокрушался, в собор зашел отец игумена Бориса, духовного сына батюшки, - Андрей Иванович, и все уладилось.

Отец Геннадий строго подходил к молитвенному правилу. Иногда экзаменовал, просил сказать наизусть молитву «Пресвятая Троица…». Многие говорили: «Посети исцели немощи наша», - пропуская союз «и» между глаголами. Старец объяснял: «Когда мы говорим «посети и исцели», то просим милости, а когда опускаем союз «и», то требуем». Вообще, он скрупулезно относился к произнесению молитвословий. Говорил: «Если твое имя будут коверкать, приятно тебе будет? А когда ты обращаешься к Богу, тем более нельзя делать ошибки»,

К отцу Геннадию приходили с разными проблемами. При унынии он советовал читать 34–й псалом и молитву в конце 5-й кафисмы. Священники спрашивали, какую епитимию налагать за аборты. Батюшка отвечал: «Люди сейчас слабые, достаточно каждый день, утром и вечером, совершать по три земных поклона с молитвой «Пресвятая Троица, помилуй нас…».

На вопрос: «Можно ли избавиться от помыслов?» - батюшка отвечал: «А ты можешь поймать птицу в небе?» - «Нет».- «А не дать ей свить гнездо на дереве?» - «Могу». – «То же и с помыслами. Главное – не дать им свить гнездо в нашем сердце»,

Когда старца спрашивали, хорошо ли ездить по разным монастырям и церквам, он отвечал: «Когда оставишь себя, поезжай куда хочешь».

 

 

 

 

 


  Главная | Храм | Тяпочкин | Библиотека | Карта сайта | О проекте | Месяцеслов | Новости

 www.serafim-rakit.orthodoxy.ru