Главная

 
Главная >> Тяпочкин >> Давыдов

 


ПАСТЫРЬ МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ

С самого начала служения отца Геннадия в Покровке к нему потянулся народ. Православные люди любят усердных пастырей. К тому же батюшка обладал особым даром слова: его проповеди были просты и одновременно глубоки. В личных беседах он разрешал все недоумения. Иных вразумлял убеждением, других страхом, кому-то сам открывал их грехи, в которых они не могли признаться даже самым близким людям. Старец обладал талантом общения с людьми, высказывания его были предельно точны, глубоки, остроумны, доходили до самого сердца и западали в память. На исповеди батюшка часто говорил: «Каких грехов у нас нет? Только тех, которые не существуют. Но какие грехи Господь не прощает? Только нераскаянные». И далее развивал тему: «Что тяжелее: мешок песка или камней? Мешок песка. Так и наши грехи. Если они велики, но их не так много, то мы можем хотя бы их разглядеть и принести покаяние. А попробуй разглядеть песчинки! Это такие грехи, которые мы часто и за грехи не считаем: осуждение, обидчивость, пустословие, лень, подозрительность и др. Но их-то целый мешок! Один старец, чтобы показать разницу в грехах и прежде всего серьезность мелких грехов, приказал тяжко согрешившему монаху занести тяжелый камень на колокольню. А другим монахам, его осуждавшим, предстояло поднимать мелкие камни. Их было видимо-невидимо, и носить их следовало по одному. Первый, хотя и с большим трудом, исполнил приказание, а другие небольшую часть перенесли и обессилили. Зато, осознав, как тягостно иметь множество мелких грехов, просили у старца прощения. Если у нас большая рана, бежим к врачу, а на царапины не обращаем внимания. Но бывает, что незаметная ссадина приводит к заражению крови. Так и малые грехи приводят порой к серьезным последствиям. Свои грехи человек будет помнить и на том свете. И святые сокрушались о грехах, хотя и прошенных. Так рана на теле человека хотя и не болит, а шрам виден».

«Человек, который не оставляет грехов, - поучал батюшка, - даже если и кается в них, подобен морю, которое, хотя в него и впадает много рек, всегда остается соленым, и вода в нем непригодна для питья». Рассуждения о греховности, естественно, касались и загробных судеб. Старец объяснял: «Прохождение мытарств можно сравнить с подъемом по лестнице. Как по гнилой лестнице высоко не поднимешься, а свалишься и сломаешь себе шею, так и греховный человек не может пройти мытарства». На исповеди он говорил: «Ионафан, сын Саула, чуть лизнул меду и едва не поплатился жизнью. Сладок грех – лизнул, а потерять можно Жизнь Вечную. Человеку дан от Бога разум, который он может использовать во зло или на добро. Если к человеку попал нож, он может им резать хлеб, а может и кого-нибудь убить, Так и мы свои способности вольны использовать на добро или во зло». Если старец видел, что кто-либо не приносит искреннего покаяния, а просто автоматически говорит: «Простите», - то отвечал: «Бог простит и прохворостит».

Батюшка любил в людях сообразительность и расторопность. Приводил такой пример. Один барин послал слугу узнать, что везут в повозках, проезжающих мимо усадьбы. Тот сбегал и говорит; «Муку». – «Сходи узнай почем». Узнал, говорит: «По рублю за мешок», - «Узнай, куда везут?» Сбегал, говорит: «На базар». – «Узнай, не отдадут ли нам по 80 копеек за мешок?» Узнал говорит: «Продадут». В следующий раз барин послал другого слугу. Тот вернулся и сказал: «Везут муку на базар, продавать будут по рублю за мешок; если купим все, то отдадут дешевле».

Далее приведем некоторые остроумные замечания, которые делались старцем не ради шутки, а для назидания: «Если будешь уделять так мало внимания своей духовной жизни, то уподобишься дорожному указателю, который хотя и показывает, куда ехать, но сам остается на месте». У батюшки спросили, какого он мнения о хозяине такого-то дома. Он ответил, показывая на электрический столб: «Как из этого столба не будет дерева, так и из этого деда не будет толку». В своей речи он часто использовал поговорки: «Не говорят тому, кто не слушает, и не бьют того, кто не плачет»; «С одного вола двух шкур не дерут» (когда хотели на одного человека взвалить всю работу); «Каждого барана привязывают за свои рога» (то есть каждый будет отвечать за свои грехи). О лукавых говорил: «Собачий хвост волку не приделаешь», «Серого волка добела не отмоешь».

Духовным чадам отца Геннадия и прихожанам Покровского храма памятно, с каким трепетом батюшка относился к богослужению. На литургию он шел всегда сосредоточенным, молясь, никому не давая благословения «на ходу». Когда он заходил в храм, наступала гробовая тишина. Иногда, когда становилось шумно, отец Геннадий останавливал богослужение и обращался к народу: «Я не мешаю вам болтать?» Он досконально знал богослужебный устав: казалось, память его удерживает все. Он часто вспоминал вроде бы незначительные эпизоды из жизни собеседника, которые могли быть давным-давно забыты самим человеком.

Старец несомненно обладал даром прозорливости. Ему были открыты внутренне состояние души исповедника, его грехи, многие житейские события. Однажды у него спросили, можно ли отпеть священника, который якобы покончил жизнь самоубийством. Батюшка отложил ответ до утра, а на следующий день сказал, что его нужно обязательно отпевать как убиенного. Впоследствии оказалось, что этого священника задушил староста храма.

Те, кто общался с батюшкой, вспоминают множество примеров, свидетельствующих о его прозорливости, приводят случаи необычайно проницательных суждений старца о людях, которых он видел в первый раз. Так, один человек дезертировал из армии и несколько лет скрывался под видом монаха, гонимого с Кавказа. В Троице-Сергиевой Лавре он познакомился с двумя литераторами. Они хотели побеседовать с отцом Кириллом, но отец Кирилл в то время болел, и им посоветовали съездить к старцу Геннадию. Все трое отправились в Покровку. Старец только посмотрел на мнимого монаха и сразу же сказал: «Да какой ты монах! Какое у тебя монашеское правило?» Тот смутился и ничего не ответил. Писатели были обескуражены таким поворотом дела. Батюшка посоветовал беглецу открыться и при помощи его друзей получить паспорт. Для лжемонаха все закончилось благополучно. Более того, впоследствии он действительно принял монашеский постриг и даже стал иеромонахом, а один из писателей был рукоположен во пресвитера.

Рассказывали, как один епископ собрался купить дом. Батюшка предупреждал, что он в нем жить не будет, и отговаривал. Однако епископ решил поступить по-своему. При оформлении документов все время возникали какие-то препятствия. Наконец епископ похвастался батюшке, что вопреки его прогнозам, дело улажено и даже внесен задаток. Однако слова старца не были тщетны : буквально через несколько дней епископа перевели на другую кафедру.

Как-то к старцу приехал молодой человек за благословением на женитьбу. Показал фотографию невесты. Батюшка ему сказал: «Так она же без креста». Впоследствии оказалось, что девушка была некрещеной и даже сама об этом не знала. Было и такое: приехала к батюшке некая раба Божия с просьбой помолиться о ее больной сестре, которая находилась при смерти. Он ей сказал: «Сестра твоя будет жить, а ты готовься». Так и вышло. Сестра выздоровела, а эта женщина через три месяца умерла.

Одного военного, которого отец Геннадий венчал, должны были направить в Афганистан во время известных событий. Перед отъездом он пришел к батюшке проститься. «В Афганистан, говоришь? – переспросил старец. – Да, плохо, плохо. Ну ничего, вернешься через год, ну самое большее, через год и два месяца». В то время о прекращении боевых действий еще и не заговаривали. И, действительно, через год этот офицер должен был выйти из Афганистана с первой группой войск, но затем вывод отложили на два месяца, и он приехал домой день в день, как и предсказывал старец. Хотя военный побывал в самом пекле; вернулся без единой царапины и, как сам рассказывал, чувствовал в боях благодатную помощь Господа.

Жизненный опыт показывает, что указания благодатных старцев следует выполнять неукоснительно, иначе не будет пользы от их благословения. Одна женщина приехала спросить совета, за кого лучше выдать замуж дочь: было два кандидата. Батюшка дал совет. Та стала настаивать. Чтобы он благословил за другого. Старец ответил: «Как хотите». Через год эта женщина приехала со слезами: «Вы благословили, а они разошлись». – «Нет, я вам благословлял другого, вы сами настояли на этом».

Ответы старца всегда отличались особой проницательностью. Как-то отца Геннадия спросили о причине ранней смерти одного молодого человека. Батюшка, совершенно не зная его, сказал со всей определенностью; «Значит, он стал в тягость многим людям». Так оно и было: скончавшийся отравлял жизнь нескольким семьям.

Порой прозорливость архимандрита Геннадия касалась вещей вроде бы малозначительных. Насколько же духовно назидательно звучали даже его ироничные замечания. Три приятеля ехали к батюшке и дорогой ели кальмаров. На следующий день хотели причаститься. Батюшка у них спрашивает: «Вы постились?» - «Постились». – «Ничего не ели, что положено?» - «Ничего» - «А кальмаров кто ел дорогой?» - «Батюшка, так это же не мясо!» - «Еще какое мясо!»


 

 

 

 


  Главная | Храм | Тяпочкин | Библиотека | Карта сайта | О проекте | Месяцеслов | Новости

 www.serafim-rakit.orthodoxy.ru