Газета «Труд» № 003 за 13.01.2005
Коновалов Валерий
СЕМЬ ЧУДЕС ОТЦА ВЛАДИМИРА.
ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ - ДУШИ СПАСАТЬ
КАК
ПРИШЕЛ НОВЫЙ ГОД В КЕЛЬЮ НА ТАГАНКЕ
Встать с постели задолго до рассвета. В темноте по скользкой
дороге долго трястись до далекого села - на службу.
И это в один из первых новогодних дней. Когда одни еще
празднуют, а другие приходят в себя после празднеств.
У него же - такая работа. Ненормированная. Не похожая
ни на какую другую. С небольшой зарплатой. И, по его собственному
признанию, самая радостная, какая только может быть на
свете.
Мы встречались с ним 31 декабря после утренней службы.
Утренняя - это потому, что начинается в 7.30 (а по воскресеньям
на час раньше). Заканчивается же далеко после полудня,
пока разойдутся все прихожане со своими проблемами и вопросами
к батюшке. А тут еще мы - журналисты.
Но он беседует добро и спокойно. И даже в этот день не
спешит так, как те, кто уже с утра думает о новогоднем
столе. Ему-то куда спешить? Перекусить до пяти вечера
успеет, а в пять - следующая служба. После нее к семейному
столу все равно не попасть. Дом его от района Таганки
в Москве, где он служит, за сто километров - в поселке
Семхоз близ Сергиева Посада. Да и наутро - опять служба.
Так что ночевать в какой уже раз придется в келье при
храме. А через день как раз та самая поездка по предрассветной
дороге - тоже за сто километров от Москвы, только в другом
направлении.
Его всегда ждут. Ведь он - спасатель. И все время на вахте.
Но работает без спешки и авралов. Потому что спасает человеческие
души. Есть такая профессия.
КАК ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ СВЯЩЕННИКОМ
Настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы в Лыщиковом
переулке протоиерею Владимиру Ригину 52 года. Он статен,
красив и умен. Однако, похоже, не это делает священника
особенно притягательным для прихожан. Во всяком случае
не только это. Главное же - это то, что составляет одну
из тайн профессии. Чем-то таким наделен всякий священник
по призванию, что делает общение с ним спасительным для
многих людей, открывает им дорогу к Богу, а значит - и
к себе самим подлинным.
Такому не научишь, это не передается по наследству. У
него во всяком случае в роду священников не было. Самая
обычная семья. Отец, израненный на фронте, умер рано.
Мама с бабушкой водили его раз в год в церковь в Сергиевом
Посаде, где они жили. А однажды, в девятом классе, поехал
в Москву в первый раз самостоятельно, пришел в храм и
вдруг понял, что его неудержимо тянет в церковь. Никакими
внешними причинами объяснить это нельзя.
- Господь ждет такого момента, - говорит отец Владимир,
- когда человек к Нему придет сам, сознательно. Бывает,
человек что-то видит, слушает, читает, но перелом случается,
когда сердцем почувствует: Бог есть! А после этого уже
любые чудеса становятся естественными.
И свое поступление в семинарию он считает чудесным. Когда
оставался последний экзамен, его отсеяли на медкомиссии
из-за глухоты на одно ухо. Стоял на лестнице, чуть не
плакал, и тут - шаги неторопливые. Прямо к нему подходит
митрополит Питирим. Расспросил, успокоил, отправил на
экзамен, пригласил к себе в храм. Потом много чего еще
было, вроде бы случайного, но очевидно путеводного.
- Да она ведь вся состоит из чудес, - говорит он о жизни.
Не только о своей. Вообще о любой. Уже рождение человека
- чудо. Чудо, когда человек из появившегося на свет кусочка
плоти становится человеком. И что вообще это происходит.
Таких самых любимых чудес у отца Владимира и матушки Наталии
семь. Их зовут Сергей, Алексей, Ульяна, Ольга, Трифон,
Николай и Амвросий.
КАК БУДУЩИЙ ПАСТЫРЬ НАХОДИТ БУДУЩУЮ ЖЕНУ
Ближе к концу учебы, как и у всякого семинариста, у него
был выбор: становиться монахом либо жениться.
- Вроде бы склонялся к монашеству, - говорит отец Владимир,
- но никак не мог решить самостоятельно. В таких случаях
ищут совета у старца. Вот и я отправился к отцу Серафиму
Тяпочкину в белгородское село Ракитное. Это тот самый
старец, который оживил знаменитую "каменную Зою",
девушку, танцевавшую с иконой Николая Угодника и застывшую,
как статуя. Рассказал я отцу Серафиму про свои сомнения,
он выслушал внимательно и говорит: "Ну давай вместе
помолимся". Помолились. Он мне: "Ну и поезжай
с Богом". Я вернулся в недоумении: что это все значит?
Старец меня проводил с таким видом, будто судьба моя определилась,
а какова она, я не понял. А выбор-то уже был сделан. И
мне это предстояло узнать через несколько дней...
После окончания занятий он сломя голову вместе с другими
семинаристами мчался по лестнице в столовую. И завернув
за угол, со всего маху столкнулся с девушкой.
- Мы просто врезались друг в друга в буквальном смысле.
А потом влюбились на всю жизнь. Обвенчались. Вырастили
пять сыночков и две лапочки-дочки.
КАК ВЫМАЛИВАЛИ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
В 1992 году в жизни отца Владимира произошел очередной
невероятный поворот. Он возглавил общину храма Христа
Спасителя. Хотя самого храма тогда и в проекте не было,
как и решения об его восстановлении.
- Каждое воскресенье собирались мы на молебен у бассейна
"Москва", - вспоминает отец Владимир. - В воде
люди плескаются, из динамиков музыка гремит, а мы - с
церковными песнопениями на берегу. И крестные ходы совершали.
Вокруг нас собиралось более сотни человек. Многие сочувствовали,
но поверить в то, что на месте бассейна снова появится
храм, мало кто мог.
Однажды он прочитал о блаженной Матронушке, тогда она
еще не была прославлена как святая. И всей общиной отправились
к месту ее захоронения на Даниловском кладбище. Просили
похлопотать и за их несуществующий храм.
- Видно, хорошо молились, - говорит отец Владимир, - на
третий день приходит известие о том, что решение насчет
храма наконец принято.
Когда храм Христа Спасителя обрел реальность, его настоятелем
как кафедрального собора по статусу стал Святейший Патриарх.
А отцу Владимиру Алексий II предложил возглавить храм,
который отрекомендовал ему как "очень хороший".
"Тебе, - сказал, - понравится". Так и оказалось.
КАК У СЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ ПОЯВИЛАСЬ КРЫША
Глядя, как служит отец Владимир в храме Покрова Пресвятой
Богородицы, как общается с прихожанами, можно сказать,
что вкладывает он в этот храм всю душу.
Это и так, и не так.
Ведь, кроме того, он с такой же самоотдачей еще и руководит
строящимся храмом преподобного Андрея Рублева в Раменках.
А в селе Федоровское Ступинского района у него еще один
храм - во имя святителя чудотворца Николая.
Так случилось, что обратились к нему жители села с мольбой.
Если не вы, говорят, то так и оставаться нашему храму
без крыши.
- Вы что же, хотите, чтобы я для вашего храма "крышей"
стал? Так я не по этой части, - пошутил отец Владимир.
- Почему вы ко мне пришли?
Если подробно рассказывать, как федоровцы нашли его, из
чего заключили, что только он вернет жизнь в их старинный
храм, и почему отец Владимир в конце концов согласился,
то все сведется к мистике и чудесам. Но для него самого
это еще одна вполне привычная история, каких в его жизни
множество. И теперь уже покрыли храм крышей, вставили
окна, провели отопление и воду.
Не только храм ожил. Для многих в селе после появления
пастыря началась новая жизнь. Кто-то преодолел беду. Кто-то
взялся за ум. Как и в Москве, большинство в пастве отца
Владимира составляют те, кто пришел к нему со своими проблемами,
а нашел не только их решение, но дорогу к Богу. И регулярно
колесит теперь отец Владимир в Федоровское на службы.
Вот только как он это все успевает, непонятно.
- Я же не один, - объясняет, - у нас здесь очень хорошие
священники и диаконы.
КАК УСПЕШНОМУ РЕЖИССЕРУ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ СТАТЬ
СТОРОЖЕМ
Один из диаконов храма, отец Александр, прежде был театральным
режиссером.
Впервые увидел отца Владимира еще в советские времена,
когда крестил у него своего маленького сына.
- Как-то сразу, - рассказывает, - запал мне в душу этот
священник.
Впрочем, оставался я от Церкви далек, но его не забывал.
Потом надолго уезжал из Москвы, работал главным режиссером
Свердловского академического театра. А когда вернулся,
ставил спектакли во МХАТе у Дорониной и как-то заглянул
в храм неподалеку от театра. Шла Всенощная служба, хотя
я не знал тогда, что это такое. И вдруг открылись Царские
врата и в полном облачении вышел отец Владимир - тот самый
священник. Это стало для меня потрясением. Потом, после
службы, я подошел к нему. Через некоторое время была исповедь
не исповедь, но такая беседа, когда он выслушивал меня
часа три с таким вниманием и участием, что понимаешь:
это не только мне, но и ему важно. На работе и в жизни
все у меня складывалось успешно, но вдруг настал такой
момент, когда я понял: пора мне в храм. Пришел к отцу
Владимиру, а он и предложил мне место сторожа при храме.
Я обрадовался: это то, что мне было нужно. Теперь вот
диаконствую.
КАК СПАСТИСЬ И ОБРЕСТИ РАДОСТЬ
- Хозяйственные заботы, конечно, тяготят, - говорит отец
Владимир, - но куда же от них денешься. Нужно храмы строить,
восстанавливать, обустраивать. Самое тяжелое - искать
на все это средства. А вот служба для меня в радость -
мог бы, не уставая, сутками служить, исповедовать.
- Так ведь тяжело, должно быть, слушать о чужих грехах
и бедах?
- Всякое бывает. Но какое счастье - помогать людям, спасать
их!
- И чего у вас больше в жизни: радости или печали?
- Бывали, конечно, и тяжелые события. У нас с матушкой
ведь восьмой ребенок умер при родах. Умирали наши бабушки.
И когда беда у кого-то из прихожан, переживаешь как свою.
У меня же одна семья дома, а другая - наш приход. Сживаемся
так, что несчастья одних - это несчастья для всего прихода.
Но ведь и радости тоже так. Конечно, светлого в жизни
нашей куда больше. Это ведь когда господствовал атеизм,
считалось, что в церкви все уныло, скучно, для бабушек,
а на самом деле наша вера очень радостная и праздники
радостные. Не зря так часто звучит на наших службах: радуйтесь!