Главная

 
Главная >> Тяпочкин >> Ригин

 

Газета «Труд» № 003 за 13.01.2005
Коновалов Валерий

СЕМЬ ЧУДЕС ОТЦА ВЛАДИМИРА.
ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ - ДУШИ СПАСАТЬ

КАК ПРИШЕЛ НОВЫЙ ГОД В КЕЛЬЮ НА ТАГАНКЕ

Встать с постели задолго до рассвета. В темноте по скользкой дороге долго трястись до далекого села - на службу.

И это в один из первых новогодних дней. Когда одни еще празднуют, а другие приходят в себя после празднеств. У него же - такая работа. Ненормированная. Не похожая ни на какую другую. С небольшой зарплатой. И, по его собственному признанию, самая радостная, какая только может быть на свете.

Мы встречались с ним 31 декабря после утренней службы. Утренняя - это потому, что начинается в 7.30 (а по воскресеньям на час раньше). Заканчивается же далеко после полудня, пока разойдутся все прихожане со своими проблемами и вопросами к батюшке. А тут еще мы - журналисты.

Но он беседует добро и спокойно. И даже в этот день не спешит так, как те, кто уже с утра думает о новогоднем столе. Ему-то куда спешить? Перекусить до пяти вечера успеет, а в пять - следующая служба. После нее к семейному столу все равно не попасть. Дом его от района Таганки в Москве, где он служит, за сто километров - в поселке Семхоз близ Сергиева Посада. Да и наутро - опять служба. Так что ночевать в какой уже раз придется в келье при храме. А через день как раз та самая поездка по предрассветной дороге - тоже за сто километров от Москвы, только в другом направлении.

Его всегда ждут. Ведь он - спасатель. И все время на вахте. Но работает без спешки и авралов. Потому что спасает человеческие души. Есть такая профессия.

КАК ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ СВЯЩЕННИКОМ

Настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы в Лыщиковом переулке протоиерею Владимиру Ригину 52 года. Он статен, красив и умен. Однако, похоже, не это делает священника особенно притягательным для прихожан. Во всяком случае не только это. Главное же - это то, что составляет одну из тайн профессии. Чем-то таким наделен всякий священник по призванию, что делает общение с ним спасительным для многих людей, открывает им дорогу к Богу, а значит - и к себе самим подлинным.

Такому не научишь, это не передается по наследству. У него во всяком случае в роду священников не было. Самая обычная семья. Отец, израненный на фронте, умер рано. Мама с бабушкой водили его раз в год в церковь в Сергиевом Посаде, где они жили. А однажды, в девятом классе, поехал в Москву в первый раз самостоятельно, пришел в храм и вдруг понял, что его неудержимо тянет в церковь. Никакими внешними причинами объяснить это нельзя.

- Господь ждет такого момента, - говорит отец Владимир, - когда человек к Нему придет сам, сознательно. Бывает, человек что-то видит, слушает, читает, но перелом случается, когда сердцем почувствует: Бог есть! А после этого уже любые чудеса становятся естественными.

И свое поступление в семинарию он считает чудесным. Когда оставался последний экзамен, его отсеяли на медкомиссии из-за глухоты на одно ухо. Стоял на лестнице, чуть не плакал, и тут - шаги неторопливые. Прямо к нему подходит митрополит Питирим. Расспросил, успокоил, отправил на экзамен, пригласил к себе в храм. Потом много чего еще было, вроде бы случайного, но очевидно путеводного.

- Да она ведь вся состоит из чудес, - говорит он о жизни. Не только о своей. Вообще о любой. Уже рождение человека - чудо. Чудо, когда человек из появившегося на свет кусочка плоти становится человеком. И что вообще это происходит.

Таких самых любимых чудес у отца Владимира и матушки Наталии семь. Их зовут Сергей, Алексей, Ульяна, Ольга, Трифон, Николай и Амвросий.

КАК БУДУЩИЙ ПАСТЫРЬ НАХОДИТ БУДУЩУЮ ЖЕНУ

Ближе к концу учебы, как и у всякого семинариста, у него был выбор: становиться монахом либо жениться.

- Вроде бы склонялся к монашеству, - говорит отец Владимир, - но никак не мог решить самостоятельно. В таких случаях ищут совета у старца. Вот и я отправился к отцу Серафиму Тяпочкину в белгородское село Ракитное. Это тот самый старец, который оживил знаменитую "каменную Зою", девушку, танцевавшую с иконой Николая Угодника и застывшую, как статуя. Рассказал я отцу Серафиму про свои сомнения, он выслушал внимательно и говорит: "Ну давай вместе помолимся". Помолились. Он мне: "Ну и поезжай с Богом". Я вернулся в недоумении: что это все значит?

Старец меня проводил с таким видом, будто судьба моя определилась, а какова она, я не понял. А выбор-то уже был сделан. И мне это предстояло узнать через несколько дней...
После окончания занятий он сломя голову вместе с другими семинаристами мчался по лестнице в столовую. И завернув за угол, со всего маху столкнулся с девушкой.

- Мы просто врезались друг в друга в буквальном смысле. А потом влюбились на всю жизнь. Обвенчались. Вырастили пять сыночков и две лапочки-дочки.

КАК ВЫМАЛИВАЛИ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

В 1992 году в жизни отца Владимира произошел очередной невероятный поворот. Он возглавил общину храма Христа Спасителя. Хотя самого храма тогда и в проекте не было, как и решения об его восстановлении.

- Каждое воскресенье собирались мы на молебен у бассейна "Москва", - вспоминает отец Владимир. - В воде люди плескаются, из динамиков музыка гремит, а мы - с церковными песнопениями на берегу. И крестные ходы совершали. Вокруг нас собиралось более сотни человек. Многие сочувствовали, но поверить в то, что на месте бассейна снова появится храм, мало кто мог.

Однажды он прочитал о блаженной Матронушке, тогда она еще не была прославлена как святая. И всей общиной отправились к месту ее захоронения на Даниловском кладбище. Просили похлопотать и за их несуществующий храм.

- Видно, хорошо молились, - говорит отец Владимир, - на третий день приходит известие о том, что решение насчет храма наконец принято.

Когда храм Христа Спасителя обрел реальность, его настоятелем как кафедрального собора по статусу стал Святейший Патриарх. А отцу Владимиру Алексий II предложил возглавить храм, который отрекомендовал ему как "очень хороший". "Тебе, - сказал, - понравится". Так и оказалось.

КАК У СЕЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ ПОЯВИЛАСЬ КРЫША

Глядя, как служит отец Владимир в храме Покрова Пресвятой Богородицы, как общается с прихожанами, можно сказать, что вкладывает он в этот храм всю душу.

Это и так, и не так.

Ведь, кроме того, он с такой же самоотдачей еще и руководит строящимся храмом преподобного Андрея Рублева в Раменках. А в селе Федоровское Ступинского района у него еще один храм - во имя святителя чудотворца Николая.

Так случилось, что обратились к нему жители села с мольбой. Если не вы, говорят, то так и оставаться нашему храму без крыши.

- Вы что же, хотите, чтобы я для вашего храма "крышей" стал? Так я не по этой части, - пошутил отец Владимир. - Почему вы ко мне пришли?

Если подробно рассказывать, как федоровцы нашли его, из чего заключили, что только он вернет жизнь в их старинный храм, и почему отец Владимир в конце концов согласился, то все сведется к мистике и чудесам. Но для него самого это еще одна вполне привычная история, каких в его жизни множество. И теперь уже покрыли храм крышей, вставили окна, провели отопление и воду.

Не только храм ожил. Для многих в селе после появления пастыря началась новая жизнь. Кто-то преодолел беду. Кто-то взялся за ум. Как и в Москве, большинство в пастве отца Владимира составляют те, кто пришел к нему со своими проблемами, а нашел не только их решение, но дорогу к Богу. И регулярно колесит теперь отец Владимир в Федоровское на службы.

Вот только как он это все успевает, непонятно.

- Я же не один, - объясняет, - у нас здесь очень хорошие священники и диаконы.

КАК УСПЕШНОМУ РЕЖИССЕРУ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ СТАТЬ СТОРОЖЕМ

Один из диаконов храма, отец Александр, прежде был театральным режиссером.

Впервые увидел отца Владимира еще в советские времена, когда крестил у него своего маленького сына.

- Как-то сразу, - рассказывает, - запал мне в душу этот священник.

Впрочем, оставался я от Церкви далек, но его не забывал. Потом надолго уезжал из Москвы, работал главным режиссером Свердловского академического театра. А когда вернулся, ставил спектакли во МХАТе у Дорониной и как-то заглянул в храм неподалеку от театра. Шла Всенощная служба, хотя я не знал тогда, что это такое. И вдруг открылись Царские врата и в полном облачении вышел отец Владимир - тот самый священник. Это стало для меня потрясением. Потом, после службы, я подошел к нему. Через некоторое время была исповедь не исповедь, но такая беседа, когда он выслушивал меня часа три с таким вниманием и участием, что понимаешь: это не только мне, но и ему важно. На работе и в жизни все у меня складывалось успешно, но вдруг настал такой момент, когда я понял: пора мне в храм. Пришел к отцу Владимиру, а он и предложил мне место сторожа при храме. Я обрадовался: это то, что мне было нужно. Теперь вот диаконствую.

КАК СПАСТИСЬ И ОБРЕСТИ РАДОСТЬ

- Хозяйственные заботы, конечно, тяготят, - говорит отец Владимир, - но куда же от них денешься. Нужно храмы строить, восстанавливать, обустраивать. Самое тяжелое - искать на все это средства. А вот служба для меня в радость - мог бы, не уставая, сутками служить, исповедовать.

- Так ведь тяжело, должно быть, слушать о чужих грехах и бедах?
- Всякое бывает. Но какое счастье - помогать людям, спасать их!
- И чего у вас больше в жизни: радости или печали?
- Бывали, конечно, и тяжелые события. У нас с матушкой ведь восьмой ребенок умер при родах. Умирали наши бабушки. И когда беда у кого-то из прихожан, переживаешь как свою. У меня же одна семья дома, а другая - наш приход. Сживаемся так, что несчастья одних - это несчастья для всего прихода. Но ведь и радости тоже так. Конечно, светлого в жизни нашей куда больше. Это ведь когда господствовал атеизм, считалось, что в церкви все уныло, скучно, для бабушек, а на самом деле наша вера очень радостная и праздники радостные. Не зря так часто звучит на наших службах: радуйтесь!


 

 

 

 
 


  Главная | Храм | Тяпочкин | Библиотека | Карта сайта | О проекте | Месяцеслов | Новости

 www.serafim-rakit.orthodoxy.ru