Главная

 
Главная >> Тяпочкин >> Одынецкий

 


ОТНЦ СЕРАФИМ – СТАРЕЦ

Когда о. Серафим, тогда еще о.Димитрий, после долгого перерыва служил в с. Токмак, мне казалось, что его пастыр¬ская деятельность не закончится в глухом, маленьком селе, где число его пасомых не превышало 200—300 человек. Почему-то мне представлялось, что сам о. Серафим тоже так считает. Иногда я говорил о. Серафиму, что ему можно и следовало бы быть епископом, на что он отвечал молчани¬ем. Епископом о. Серафиму стать не пришлось, но инту¬иция пишущего эти строки оправдалась. Его молитвенные и аскетические труды в бытность еще иереем Димитрием подготовили его к старческому поприщу.

Замечательно, что, несмотря на предчувствие возмож¬ной более широкой пастырской деятельности, о. Серафим ничего не предпринимал для изменения своего местопребы¬вания и пастырского положения. Мы видели, как он от¬клонил желание архиепископа Гурия о перемещении его в днепропетровский кафедральный собор из духовных со¬ображений. И, тем не менее он был переведен в собор, где и было положено начало новому периоду пастырского слу¬жения о. Серафима, новому направлению его священничес¬кой жизни. И в этом своем переводе он видел промысел Божий.

Здесь, в Днепропетровском соборе, многие увидели в нем настоящего иерея Божия, «пастыря, полагающего душу свою за овцы». Он был для них священником, кото¬рый служил «не из гнусной корысти, а по усердию, не господствуя над наследием Божиим, а подавая пример ста¬ду» (1'Пет. 5, 2-3).

Однажды я зашел в собор после вечернего великопост¬ного богослужения и увидел, что левый придел храма заполнен народом. Проходя далее, я увидел исповедуй о. Серафима.

Трудно представить, когда он закончил в этот день исповедовать. Сколько же времени может остаться сна и отдыха после таких трудов? И люди, конечно же, замечали и по достоинству ценили его усердие. За несколь¬ко месяцев пребывания в Днепропетровске он снискал ува¬жение не только среди православных горожан, но и далеко за пределами города.

Известность, и это вполне естественно, потянулась за ним и в Ракитное. С первых дней его здесь пребывания к нему началось паломничество бывших почитателей из Днепропетровска и других городов. Их число постоянно возрастало. Приезжали люди из Москвы, Ленинграда, Одессы, Ташкента, Запорожья, Херсона, Харькова, Курска, Сум, Орла, Закарпатья и др. Большинство молящихся в Свято-Никольском храме п. Ракитное в период служения в нем о. Серафима были приезжие, на средства которых, собственно, и преображался храм.

В самом деле, когда о. Серафим начал здесь свое служе¬ние, это был заброшенный и запустелый храм с темными стеклами и потресканным цементным полом. Конечно же, за 20 лет все переменилось до неузнаваемости. Великолеп¬ный позолоченный иконостас, прекрасные настенные рос¬писи, красивая утварь — все это свидетельствовало о высо¬ком благочестии настоятеля. Если до ракитянского периода о. Серафима пасомые знали его как благоговейного приход¬ского священника, то в последние 20 лет своего служения в Ракитном он был для беспрерывно умножающейся пас¬твы старцем, по молитвам которого можно было получить исцеление от недугов и устроить пошатнувшиеся дела. Во время богослужений о. Серафима всегда можно было видеть много душевнобольных. И он часто помогал им. Это приняло довольно широкую огласку и дошло до властей. Архиепископ Серафим, правящий тогда архиерей, посоветовал о; Серафиму ограничить такого рода деятельность во избежание еще большей огласки и ненужных ее последствий.

Вначале о. Серафим жил на квартире недалеко от храма и посетителями его были, как правило, близкие к нему люди, чаще всего из Днепропетровской области. Но когда о. Серафим стал жить на церковном дворе, на виду у всех, когда его известность как молитвенника, пастыря и наставника начала возрастать уже в пределах всей епархии и прилегающих к ней областей, тогда около дверей церковного домика постоянно можно было наблюдать людей, ожидавших приема. За обеденным столом не хватало места для тех, кого о. Серафим желал посадить за свою трапезу, участвовать, в которой каждый из его собратьев, друзей, духовных детей считал для себя большой честью. В последние годы за обеденным столом о. Серафима можно было видеть чаще людей духовного звания и членов их семей.

Скончался о. Серафим в старости маститой, окруженный любовью и уважением многочисленных собратьев, духовнык детей и почитателей. Всю жизнь он шел одной дорогой, указанной Спасителем, Которого он познал и Которому с детства возжелал посвятить свою жизнь. Мы были свидетелями его крестного пути. Вспоминая о своих миссионерских трудах по борьбе с ересями и расколами в 20-х годах; он как-то сказал: «Вот это и есть наш путь, путь сораспятия со Христом». Вечная память достоблаженному старцу и угоднику Божию архимандриту Серафиму.

 

 

 

 

 


  Главная | Храм | Тяпочкин | Библиотека | Карта сайта | О проекте | Месяцеслов | Новости

 www.serafim-rakit.orthodoxy.ru