ОТНОШЕНИЕ ОТЦА СЕРАФИМА К КАНОНИЧЕСКОЙ
ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
Хочется
хотя бы кратко рассказать об отношении о. Се¬рафима к
церковным канонам, многие из которых в настоя¬щее время,
как известно, выполняться не могут.
Нравственный закон, как и обрядовые установления вообще,
можно выполнять по букве и по духу. Сам Спаси¬тель указывал
на случай из Ветхого Завета, когда царь Давид и бывшие
с ним воины съели стоявшие в Скинии Хлебы предложения,
предназначенные по закону Моисеевому только для священников.
Дается образец того, как, нарушая букву закона, можно
исполнить дух этого закона. Все, что мне известно о священнической
жизни о. Серафи¬ма, позволяет утверждать, что именно так
он понимал отношение между духом христианского закона
— закона любви — и буквой церковных канонов. Церковных
служб, как общественных, так и требных, о. Серафим никогда
не сокращая и не изменял, считая это недопустимым, а дей¬ствовал
в строгом соответствии с буквой церковного ус¬тава. На
вопрос, что может заставить священника со¬кращать богослужение,
может быть только один ответ: боязнь утомить себя или
богомольцев.
Первого для о. Серафима не существовало, считаться со
вторым, по его мнению, означало бы угождать не Богу, а
людям, что он тоже не мог допустить. Отец Серафим говорил,
что дли¬тельность богослужения во многом зависит от псаломщика
и хора. Его псаломщик довоенного времени Аполлоний Вуколович
был в этом отношении, кажется, непревзой¬денным.
Как бы там ни было, но стремление о. Серафима к ис¬полнению
буквы устава нельзя рассматривать как делание книжническо-фарисейское.
Для него каждое слово церковных молитв и песнопений было
наполнено духовным содержанием и являло собой воплощение
христианских духа и исторической правды. Что же удивительного
в том, что он любил тексты чинопоследований православных
богослужений и стремился выполнять устав во всей полноте
и точности, тем более прекрасно зная его. А то, что знаешь,
выполняешь с желанием и легко. Я думаю, что в этом вопросе
дух и буква закона для о, Серафима совпадали. Когда он
был настоятелем днепропетровского Троицкого собора, некоторые
из его собратьев по священнослужению выражали недовольство
слишком скрупулезным исполнением им церковного устава.
«Надо спросить у епископа, как совершать панихиды», -~
сказал ему однажды секретарь епархии. «Зачем же нам спрашивать,
если у нас есть требник», — ответил о. Серафим.
Нет надобности доказывать, что в его отношении к духовной
одежде, которую он носил всегда, можно видеть - только
проявление его подлинно священнического духа верности
данной при принятии им сана клятве ходить в подобающей
сану одежде, подавая пример своим духовным детям, а не
слепое, механическое следование традиции. Он говорил,
что священник в своей одежде — это бессловесный проповедник
Евангелия. Однажды в Белгороде к нему подошел незнакомый
мужчина и сказал: «Как приятно видеть вас в своей одежде».
Были случай, когда о. Серафим отдавал предпочтение духу
в ущерб букве закона. Бывало, он причащал людей, формально
не подготовившихся ко причастию. Однажды один молодой
иерей, служивший с батюшкой и имевший обыкновение накладывать
эпитимии согласно правилам времен Вселенских Соборов,
отлучил от причастия женщину на 5 лет. Отец Серафим, узнавший
об этом, сделал замечание своему собрату и указал на необходимость
эпитимию снять, тем более что женщина эта была в преклонном
возрасте и это был грех ее юности, в котором он? несомненно,
уже раскаялась.
Потребовался даже арбитраж епархиального архиерея, который
полностью поддержал о. Серафима.
Мне пришлось читать о том, что, когда до митрополита Филарета
Дроздова дошло дело о семидесятилетнем старике, впавшем
в прелюбодеяние, в низких церковных инстанциях не могли
решить, какую эпитимию на него следует наложить. Этот
владыка решил направить согрешившего в монастырь на один
месяц. Но ведь месяц — не пять лет. Проявляя милосердие
к кающимся грешникам, о. Серафим подражал милосердию Самого
Христа.
Что касается отношения о. Серафима к инославным. Однажды
в разговоре с ним я коснулся католицизма, вспомнив слова
святителя Феофана Затворника, сказанные им в ответ на
вопрос, спасутся ли католики. «Я этого не знаю, — ответил
святитель, — но если я туда пойду, то погибну». Отец Серафим,
выслушав эти слова, рассказал о том, что еще в дореволюционные
времена ксендз, пожелавший перейти в Православие, был
принят в сущем сане через Таинство покаяния. Этим рассказом
батюшка, несомненно, хотел выразить свой взгляд на католицизм
как на менее благодатную часть Церкви Христовой в сравнении
с Православием, вмещающим полноту Истины и Благодати.
Итак, будучи глубоко православным человеком и священником,
о. Серафим никогда не осуждал представителей других христианских
вероисповеданий и религий, никого не приговаривал к вечному
осуждению, предоставляя это Богу, «милость Которого безмерна
и человеколюбие неизреченно».
Однажды во время обеда, когда за столом как обычно сидело
много людей, один впервые приехавший человек завел речь
об отношении между Церковью и государством. Он начал утверждать,
что Церковь, как общество людей Божиих, не должна иметь
никаких связей с государством, как чисто мирским институтом
и тем более отрицательно к Ней относящемся. Глава Церкви
и другие иерархи, вступающие в связь с государственной
властью, по его мнению, лишают Церковь святости. А такая
Церковь, мол, незаконна, поскольку возглавляется якобы
незаконной иерархией. Отец Серафим довольно резко остановил
этого человека движением руки и ясно дал ему понять, что
линия иерархии Русской Православной Церкви во главе с
Патриархом Пименом в отношении с государственной властью
вполне согласна с евангельским учением, ибо там сказано,
что «всякая власть от Бога».