М.Горожанкин
газета «Белгородские епархиальные ведомости» № 8, 2002
ЛЮДИ УХОДИЛИ ОТ БАТЮШКИ
СО СЛЕЗАМИ РАДОСТИ
Игумен
Серафим (Лебедев), клирик Спасо-Преображенского кафедрального
собора г.Белгорода, был знаком с архимандритом Серафимом
(Тяпочкиным) , и нам предоставилась прекрасная возможность
услышать живые свидетельства о замечательном пастыре из
Ракитного
-
Отец Серафим, часто ли Вам доводилось бывать в Ракитном
у архимандрита Серафима?
-
Я знал отца Серафима 12 лет. Первые пять лет был у него
послушником, затем, после рукоположения в священники,
старался приезжать к нему с прихода как можно чаще.
- Что из тех лет вспоминается прежде всего?
- К отцу Серафиму, как к духовному светильнику, стекалось
множество людей – священников и мирян. И батюшка с каждым
старался поговорить , дать совет , наставить, утешить
в горе… Без сомнения. Благодать Божия почивала на отце
Серафиме, и после беседы с батюшкой у людей на глазах
были слезы радости. Многие говорили, что очень счастливы,
что бывали здесь. Некоторые откровенничали: «Сколько любви
этом человеке! Он принял мою боль к сердцу, по-отечески
прижал мою голову к своей груди…»
С каждым годом к нему приезжало все больше и больше священников,
Архиепископ Курский и Белгородский владыка Хризостом официально
не назначал духовника епархии: он не считал это полезным,
так как, по его мнению, священники будут на исповеди неискренними.
Владыка предоставлял им право самим выбирать себе духовника.
И у отца Серафима очень часто собиралось 10-12 священников,
которых он исповедовал, давал наставления. Конечно, это
были не только местные священники, к нему приезжало духовенство
отовсюду – даже с Дальнего Востока, из Ташкента.
В Ракитном в те годы был «духовный оазис». Сравнение с
оазисом возникало уже при первом взгляде на Никольский
храм. Церковь со всех сторон была окружена деревьями,
так что с дороги ее не было видно. А внутри ограды, особенно
весной, было столько зелени и цветов, что сразу забывался
«внешний мир». В храме можно было встретить много высокообразованных
людей. Часто бывал архимандрит Кирилл (Павлов)… Были здесь
и светские известные люди. Например, бывший корреспондент
журнала «Огонек», а сейчас священник Владимир Вигилянский,
писатель Геннадий Снегирев.
Когда отец Серафим был уже немощен и слаб и не мог принять
всех приходящих к нему и просящих о помощи, он говорил:
«Вы напишите свои имена, я буду молиться о вас, и Господь,
по вашей вере, поможет вам».
И даже когда батюшка уже не мог сам вставать, люди продолжали
просить о встрече с ним. И в особых случаях он принимал.
Принимал до последнего своего дня.
- Вы много раз совершали богослужения вместе с
отцом Серафимом, какой след это оставило в Вашей душе?
- Служил отец Серафим очень благоговейно. Об этом уже
и сказано, и написано много. А если говорить о своих чувствах
и переживаниях, меня преображали его молитвенный настрой,
его молитвенное состояние души. Он много часов в день
проводил за молитвой – и в храме, и в своей келье.
Когда батюшка молился в храме, к аналою, у которого он
стоял, никто не подходил, все старались встать подальше,
чтобы ничем не нарушить его молитвенного уединения.
В храме был исключительный порядок. Благоговейное отношение
к святыням у отца Серафима проявлялось во всем, даже,
скажем так, в «бытовых» деталях. Например, чтобы не закоптить
икон, ладан в кадило помещали очень маленькими кусочками
и его постоянно приходилось подкладывать.
Батюшка был сосредоточен на молитве, и многие организационные
и бытовые вопросы ему помогала решать его послушница и
келейница монахиня Иоасафа.
- Вам приходилось быть очевидцем исцелений больных
по молитвам отца Серафима?
- Мне очень неприятно. Когда люди начинают проявлять нездоровый
интерес к этой теме и впадать в крайности – или полностью
отрицают возможность исцеления по молитве, или делают
из этого сенсацию, «шумиху».
Случаи исцеления – это ведь из области сокровенного. И
никто не может подсчитать, сколько их было. Но они, безусловно,
происходили по молитвам отца Серафима. Я не скажу, что
это случалось часто и массово, но вот два случая хорошо
сохранились в памяти.
Из Симферополя приехал мужчина. Он был уже в довольно
преклонных летах и, видимо перенес какой-то тяжелый недуг,
потерял зрение. Пробыл в Ракитном три дня – молился .
беседовал с батюшкой, а когда вернулся домой – прозрел!
И сразу же поехал обратно в Ракитное к отцу Серафиму,
упал к нему в ноги и благодарил: «Вашими молитвами я исцелился!...»
После этого он работал переплетчиком: переплетал церковные
книги. Он умер, когда ему было уже 90 лет.
Очень много в Ракитное приезжало одержимых бесом. (Я впервые
в своей жизни их там увидел). Некоторые признавались,
что после посещения отца Серафима, им становилось легче.
Я знаю одну семью из Воронежской области, в которой все
были бесноватыми. В обычной жизни это мало как проявлялось,
а вот когда приходили в храм… Но после исповеди у отца
Серафима, после Святого Причастия все, как я слышал, получили
исцеление. Дети создали свои семьи.
- Заканчивая нашу беседу, мне хочется спросить
Вас о личном: на принятие монашеского пострига Вас благословил
отец Серафим?
- Отец Серафим говорил мне: «Я не сторонник целибата (то
есть рукоположения неженатых священников без монашеского
пострига. – ред.) и считаю, что целибатный священник впоследствии
все же должен стать монахом. Тебя я благословляю на рукоположение
целибатом, но придет время, и я буду просить, чтобы ты
стал монахом». А уже незадолго до моего рукоположения
он еще раз беседовал со мной. Его наставление было таким:
«Хочешь – женись, но я бы хотел, чтобы ты стал монахом».
Как батюшка сказал, так я и сделал. В 1982 году, в последние
свои дни, он просил владыку Хризостома, чтобы он меня
рукоположил. А через полгода после кончины отца Серафима,
осенью, в день памяти святого апостола Фомы, я принял
монашество. Постриг совершил, по благословению владыки
Хризостома, иеромонах Вадим (он сейчас епископ). Я благодарен
Господу, что при постриге получил имя Серафим. Как мы
знаем, отец Серафим своим небесным покровителем считал
преподобного Серафима Саровского и просил правящего епископа
дать ему при постриге это имя. И его иноческий путь –
по обилию любви к людям, по стремлению помочь им – был
очень похож на служение преподобного Серафима . Их разделяло
только земное время В вечности они – вместе.
Я бы хотел, чтобы о батюшке написали хорошую книгу – без
всяких вымыслов и «чудес». А что касается канонизации
– на это воля Божья.