Н.Кутковская
газета «Белгородская правда» 10 августа 2002 года
ЛЮБОВЬ ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ
Взяла
в руки православный журнал, выходящий на Украине - там
пишут о белгородском старце Серафиме (Тяпочкине). Открыла
книгу, выпущенную в Москве, - и тут его вспоминают! Везде
любят, почитают приснопамятного ракитянского батюшку.
Верующий народ и при жизни считал его святым. Поэтому
никого не удивило известие, что идет подготовительная
работа к канонизации архимандрита Серафима.
У скромной могилки отца Серафима, расположенной слева,
от алтаря Свято-Никольского храма, постелен пестрый молельный
коврик. Когда ни придешь в этот тихий уголок церковного
двора, обязательно кто-то молится. Пять-шесть живущих
при храме иногородних паломников – обычное дело, не считая
приезжающих из Белгород и области.
- Только по батюшкиным молитвам и живу, ноги еле ходят.
Помолюсь: «Отец Серафим, помоги!» - глядишь, и дойду до
храма, службу отстою, - рассказывала нам пожилая прихожанка.
И поделилась «секретом»: - А земля на могилке батюшки
благоухает»
Настоятель
храма отец Николай, член комиссии по изучению духовного
наследия отца Серафима, признался: к подобным свидетельствам
относится осторожно. Мы народ эмоциональный, кто не ищет
чудес и знамений? Но, признаться, мне самой то и дело
чудился у могилки отца Серафима нежный запах ладана, хотя
служба в храме давно закончилась.
Год назад протоиерей Николай Германский подал прошение
на имя владыки Иоанна о канонизации архимандрита Серафима.
«Но мы не о чудесах, а о его предстоянии перед Богом говорим!
Для меня вообще самое важное свидетельство – слова отца
Серафима о том, какую
радость он испытывал во время Божественной литургии! Понимаете,
что это значит? Царство Божие ему приоткрыто было… Отец
Серафим был сама любовь, вот мое понимание его святости.
Апостол Павел писал в одном из посланий, помните, если
«могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто…»
Могла ли такая любовь умереть? Конечно же, нет. Об этом
свидетельствуют те исцеления и незримые утешения, что
совершаются на его могилке… Как трогательно порой пытаются
дотянуться до этой отеческой любви больные, страдающие
люди. Кто не может приехать в Ракитное, за того молятся
родные, а тем, кому совсем неоткуда ждать помощи пишут
письма.
Недавно отцу Николаю прислала письмо тридцатилетняя парализованная
женщина Татьяна. «Батюшка, простите за беспокойство. Помолитесь
за меня у могилки отца Серафима. И еще об одной женщине,
у нее большое несчастье».
- Коротенькое письмо, безыскусное, а какое упование на
Бога! Еще и о других просит…
Духовными чадами отца Серафима сегодня хотели бы называться
многие. На самом деле людей, окрепших в вере под его крылом,
осталось мало. Те, кто был сверстником отца Серафима,
уже ушли в мир иной. Есть духовные чада батюшки среди
московского, белгородского духовенства, на Украине. Несколько
раз в год приезжает в Ракитное его внук, диакон Димитрий.
В поисках документальных свидетельств о жизни отца Серафима
комиссии по духовному наследию нередко приходится выходить
на самый высокий уровень. Через депутата Госдумы Н.И.Рыжкова
обратились в правительство Казахстана. В 194—1950-е годы
батюшка отбывал срок в Карагандинском лагере – только
за то, что был верным служителем Христовым. Пятнадцать
лет провел он в тюрьмах и ссылках. Даже в лагере тайно
исповедовал, отпевал, крестил, утешал заключенных. Они
смастерили ему епитрахиль и поручи из полотенец, вышили
кресты. Все испытания – заключение, голод, побои, унижения
– отец Серафим принимал смиренно и впоследствии говорил:
«Рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим
народом».
К сожалению, ни в Казахстане, ни в Днепропетровске, где
его в 1941 году арестовали, не обнаружилось лагерное дело
осужденного Тяпочкина. Может быть, архивы уничтожены,
а может, с них до сих пор не снят гриф секретности…
Из личных вещей отца Серафима (их и при жизни-то было
у подвижника немного) почти ничего не сохранилось – после
смерти разобрали почитатели и духовные чада старца. Наперсный
крест хранится у отца Николая, а камилавка, он когда-то
подарил монаху из Коренной пустыни, мучившемуся головными
болями.
В низеньком голубом домике рядом с храмом, где двадцать
лет жил отец Серафим, сейчас разместились художники-иконописцы,
обновляющие росписи храма, приезжие паломники. Пустует
только комнатка отца Серафима. Вот кровать, на которой
он скончался. Перед окном аналой, для чтения Евангелия
и Псалтыри. На стене его портрет – взгляд старца словно
приникает в душу. Отец Николай смотрит на него и рассказывает:
-
Вы, наверное, замечали, на портрете у отца Серафима всегда
разное выражение , то он сердится , то утешает… Эта фотография
была у меня еще много лет назад, когда я служил в селе
Борки Курской области. Почитал его как великого старца.
Однажды подхожу и вижу: батюшка сегодня такой радостный,
даже смеющийся. На следующий день вызывает меня владыка
Ювеналий, наш архиерей, и говорит: «Отец Николай, в Ракитном
место на приходе освободилось – не хотите перейти?». Вот
оно что, думаю, теперь понятно, отчего улыбался батюшка.
Духовное
присутствие отца Серафима незримо ощущается здесь. У могилки,
лицом к холодному граниту, чувствуешь себя как под епитрахилью,
на исповеди. А на литургии он представляется мне стоящим
у Царских врат.
В преддверии возможной канонизации храм ремонтируют. Работает
сборная, со всей России, артель иконописцев. Возглавляемая
выпускником Строгановки. В мое посещение храма за лесами
еще не было видно лика святого покровителя храма – Николая
Мирликийского, только радостно просвечивался теплый, абрикосовый
– «святительский», как объяснил настоятель, цвет. А внизу
на белых стенах, графические эскизы. Царственные страстотерпцы,
новомученики российские – преподобная Елизавета, патриарх
Тихон, митрополит Киевский и Галичский Владимир. И в этом
же ряду наш батюшка, святой преподобный Серафим Ракитянский.
Это первая его икона. Если не считать фрески, выполненной
той же артелью в Преображенском храме Белгорода.
Канонизация предполагалась в этом году, но не все готово…
Новую раку для мощей решили не заказывать. Владыка Иоанн
благословил взять хранящуюся в Грайвороне раку святителя
Иоасафа Белгородского. В этом видится определенный смысл.
Они теперь рядом в вечности – святитель Иоасаф и отец
Серафим, пусть будут близки и на земле.
Уезжая из Ракитного, я налила в большую бутылку воды из
колодца, вырытого при отце Серафиме и освященного им.
Хотелось взять и щепотку земли с могилы старца, но отец
Николай сказал, что это можно только по благословению.
А немного позже заметил, между прочим:
- Говорят: «Хорошо бы иметь кусочек одежды святителя Николая».
А лучше бы – иметь «кусочек» его веры! «Хорошо бы иметь
горсть земли с могилки отца Серафима». А лучше бы – иметь
хоть частицу его Любви к ближнему.