В
Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит
меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай
властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить
невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился
противиться ему: все поняли, что творится воля Божия.
Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что
вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество
святителя.
Возвратившись
ко двору, они заслужили почет и благосклонность царя,
чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев,
которые оклеветали перед царем этих трех воевод, будто
они пытались захватить власть. Завистливые клеветники
сумели убедить царя: трое воевод были заключены в темницу
и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их,
что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные
стали горячо молиться Богу, прося заступничества через
святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во
сне царю и властно потребовал освобождения трех воевод,
угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.
“Кто
ты, что смеешь требовать и угрожать царю?”
“Я
— Николай, Мир Ликийских Архиепископ!”
Проснувшись,
царь стал размышлять об этом сне. В ту же ночь святитель
Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал
освобождения невинно осужденных.
Царь
призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же
видение, велел привести трех воевод.
“Какое
колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения
во сне?” — спросил царь и рассказал им о явлении святителя
Николая.
“Мы
не делаем никакого колдовства, — отвечали воеводы, — но
сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в
Мирах невинных людей от смертной казни!”
Царь
велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности,
отпустил.
Святитель
во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем
его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию,
был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса,
сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный
на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли
ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя
Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда
не видел, но все знали о его чудесном заступничестве.
Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот
святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять
кораблем и благополучно привел его в гавань.
Обращались
к нему не только верующие, но и язычники, и святитель
отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим
ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние
в грехах и желание исправить свою жизнь.
По
словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся
к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им
помощь и спасал их от смерти: “Своими делами и добродетельной
жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя
среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем.
Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал
Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!”
До
глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого
Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать
общий долг человеческого естества. После непродолжительной
болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен
в соборной церкви города Миры.
При
жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого;
не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил
его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи
его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное
миро, обладающее даром чудотворения.
Прошло
семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город
Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами.
Развалины храма с гробницей святителя были в запустении
и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.
В
1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому
священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести
его мощи в этот город.
Пресвитеры
и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля
и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность
была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев,
которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели
намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой
город.
Баряне,
окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты
и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец,
в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что
никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре
старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного
местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив
им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили
силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного
малодушного указать им местонахождение гробницы.
Чудесно
сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она
оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором
и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять
большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный
ковчег и отправились в обратный путь.
Путешествие
длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в
Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча
при участии многочисленного духовенства и всего населения.
Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого
Евстафия.
Множество
чудес происходило от них. Через два года была закончена
и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя
Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его
мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном
Вторым 1 октября 1089 года.
Верхняя
часть храма (базилика) была построена значительно позже
— 22 июня 1197 года.
Служба
святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир
Ликийских в Барград — 9/22 мая — была составлена в 1097
году русским православным иноком Печерской обители Григорием
и русским митрополитом Ефремом. Святая
Церковь Православная чествует память святителя Николая не
только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг,
особыми песнопениями.