Главная  


Монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустыньПлощанская Пустынь, расположенная недалеко от Брянска, ныне мало известна даже самому ревностному паломнику. А в XIX веке она славилась на всю Россию. Сюда приезжали учиться духовному деланию и миряне, и монашествующие. По милости Божией и ныне врачуются благодатью души всех притекающих сюда с верой и упованием. В гостинице для паломников в Площанском монастыре пахнет травами и свежеструганным деревом. Проснёшься с первым ударом колокола, увидишь, как над Плоским озером, на берегу которого стоит монастырь, рассеивается туман - и тишина наполнит сердце, и отступят перед этой благодатью невзгоды, сомнения, суета... Как же Ты любишь нас, Господи, недостойных рабов Твоих, раз сотворил такое чудо!..

История обители уходит в глубь веков. По легенде, монастырь повелел основать сам святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. Именем этого святого и назван источник, бьющий из-под горы.

В 1613 г., в Смутное время, в глуши совершали свой подвиг пустынники. Уединённый монастырь был разорён поляками, но вскоре восстановлен иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием.

По милости Божией монастырь восстал из руин. Возвратилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, восстановлены трапезная, мастерские и библиотека, монашеские кельи, пасека и сады... В обители сейчас 30 монахов. И главное - сюда вернулась БожияМонастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь благодать, молитвами и нынешних монахов, и святых старцев, некогда спасавшихся здесь.

Преподобный Макарий Оптинский совсем юным приехал в Площанскую Пустынь на богомолье и уже в мир не вернулся. По словам старца, когда он очутился здесь, то испытал такой восторг, что не знал, где находится - на земле или на небе, и "все монашествующие ему казались яко ангелы Божий". Здесь он провёл в монашеском подвиге 23 года, изучая опыт духовных старцев и обучаясь Иисусовой молитве; здесь познакомился с иеромонахом Леонидом, последователем учения преподобного Паисия Величковского. С ним он отправился в Оптину Пустынь и основал впоследствии знаменитый скит, где жили известные всей России Оптинские старцы.

Службы в обители, как отмечали современники, отличались строгостью и продолжительностью. Живя в Площанской Пустыни, отец Леонид поддерживал и до него заведённый порядок монашеского жительства. Учеником его был и святитель Игнатий Брянчанинов. Именно в Площанской обители он проходил уроки терпения и смирения. Здесь, в отдельно стоящей келье, которой он позже посвятил замечательное "Воззвание к Икона Казанской Божией Материмоей келье, а с нею вместе и ко всему видимому миру", были заложены основы его духовного опыта. В этом благодатном месте открылись иноку истины о жизни души человеческой, ставшие содержанием его духоносных книг.

Здесь спасался и известный старец Василий (Кишкин), ученик Тихона Задонского, последователь учения Паисия Величковского. Он говорил о необходимости и пользе общежительного устава, совместного делания молитвы и труда. ...Тишайший, смиреннейший облик старца олицетворял собой силу веры, преображающую человеческое естество. За ним шли, навсегда отказываясь от прошлой жизни. Пример тому - история одного из настоятелей Площанской обители (1818-1826 гг.) отца Серафима.

Однажды, будучи в Москве, отец Василий зашёл в лавку своего знакомого купца Петра Веденисова, где находился в то время его 16-летний сын Сергей. Старец так поразил воображение юноши, что он, оставив отцу лишь записку, бежал с ним в монастырь, где был им же после необходимого искуса пострижен в монахи.

Старец смиренно переносил все несправедливые гонения, ходил на послушания, работал на покосе и не переставал окормлять своих духовных чад и учеников. Многие его последователи сами стали старцами, в их числе игумен Филарет - основатель глинского старчества. Почил он 27 апреля 1831 г. и был погребён против алтаря Казанской церкви. Долгое время о наставнике старцев можно было узнать только из специальной литературы, но настало время проявиться во всей полноте его духовному опыту - нынешние монахи Площанской обители готовят документы по канонизации старца Василия.

До октябрьской трагедии 1917 года монастырь жил спокойно. Обители принадлежали четыре храма, два скита (один - с церковью, другой - с целебными источниками). По всей Руси шла слава о живущих здесь удивительных духоносных старцах... Шли сюда люди за утешением и вразумлением. Но в 1917 г. обитель закрыли. Иконами и книгами из монастырской библиотеки топили печи. В храме Сошествия Святого Духа устроили школьный спортзал. Росписи замазали, но никак не могли избавиться от святых ликов, неизменно пробивавшихся сквозь побелку. И только когда спортзал закрыли, а местные жители разворовали всё, роспись рухнула вместе с намокшей от дождя штукатуркой. Единственное, что удалось спасти, - это чудотворную икону Казанской Божией Матери, которую долгие годы хранили две православные женщины.

В 1994 г. обитель возвратили Церкви. Горстка монахов поселилась среди руин. Средств не было. Только крепкая вера, благословение на восстановление монастыря и молитва. Местное население относилось к насельникам враждебно - им непонятны были слова о покаянии, смирении, терпении...

Нынешний настоятель монастыря архимандрит Сергий - человек необыкновенный. Он прост той простотой, которая достигается подвижничеством, и мудр той мудростью, которой, наверное, нигде не научат. Он вырос в семье, где и в самые суровые годы лихолетья сохранили веру. "Всё там начинается, в детстве, - говорит он, - вот где сердце упустить нельзя. Брошенное семя обязательно прорастёт". Молитва будущего настоятеля "проросла" в Псково-Печерском монастыре, где он начинал свой монашеский путь: "Благодарю Господа, что он сподобил меня увидеть многих дивных старцев. Много общался со схиигуменом Саввой, схиархимандритом Агапитом, отцом Иоанном (Крестьянкиным) и архимандритом Нафанаилом. Всё это настоящие монахи, прошедшие духовную школу. Духовным моим руководителем был известный старец архимандрит Серафим (Тяпочкин), почти семь лет я около него окормлялся. Это был один из праведников, живших на земле, его внутренний мир и любовь передавались всем, кто с ним общался. Мудрый и прозорливый схиархимандрит Григорий, духовный отец архимандрита Серафима, постригал меня в монашество. Вот от этих старцев, надеюсь, что-то и я почерпнул". Видимо, так оно и есть, иначе не выстраивалась бы очередь к домику архимандрита...

В жизни человеческой нет случайных встреч и событий, каждого из нас промыслительно ведёт Господь. Лишь годы спустя узнал отец Сергий, что постригавший его схиархимандрит Григорий сам был последним пострижеником Площанской Пустыни. "Он как бы передал мне Пустынь... В который раз удивлялся я тому, насколько мудро устраивает всё Господь. Промысел Его становится мне понятным через много лет..."

...Лечат души в Пустыни не столько словом, сколько личным примером. Лечат даже наркоманов. "Не наркоманов, а наркозависимых", - поправляет иеромонах, в компетенцию которого входит окормление этой категории обитателей монастыря. Таких больных здесь 15 человек, и поток их не иссякает. Одного из них в монастырь привели за руки - ходить ему уже не хотелось, да и сил не было. Отчаявшаяся мать узнала о монастыре, где наркозависимых не только жить оставляют, но и пытаются душу спасти, и поняла, что это её последний шанс. Именно её, потому что сына, познавшего ужасы войны и искавшего только забвения, земная жизнь уже не интересовала.

...Прошло 4 года. Сказать, что он полностью здоров, ещё нельзя. Но ему открылась главная болезнь, гораздо более страшная, чем прошлая жизнь. Эта болезнь - грех. "Я не искал духовного пути до того, как попал в монастырь. На войне перед сном лепетал что-то типа "Боженька, помоги!", чтобы отогнать страх, причём на инстинктивном уровне, кое-что почитывал, но всё это было несерьёзно. А в монастыре я увидел другую жизнь". Сначала новичок ничего особенно не замечал, ему казалось, что к таким, как он, применяют одно лекарство - трудотерапию. Но со временем стал чувствовать благодать этого места, потянулся он к книгам, к монахам, появилось желание учиться. "Меньше всего мне хочется говорить банальности, потому что всё не так просто, неосторожное слово причиняет боль... Но я знаю главное: в первую очередь, попавшему в зависимость от наркотиков надо самому захотеть остановиться. Это первый и самый важный шаг. Всё в этом мире нудится, то есть достигается в первую очередь собственным усилием. Самая большая иллюзия пребывающих здесь больных в том, что, мол, вот "потусуюсь" здесь с годик, а потом снова вернусь в мир, где всё само собой устроится. Так не бывает. Нудить надо Царствие Божие".


ИНН 3206002945,
р/с 40703810208130101026
в Брянском ОСБ 8605 г. Брянск,
к/с 30101810400000000601,
БИК 041501601.
Казанская Богородицкая
Площанская мужская пустынь.
Адрес: 242331, Брянская обл.
Брасовский р-н, пос. Пчела.
Тел.: (08354) 9-15-01

информация с сайта:
монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь
журнал "Русский Дом"



Наверх



Главная | Храм | Тяпочкин | Библиотека | Карта сайта