Площанская
Пустынь, расположенная недалеко от Брянска, ныне мало известна
даже самому ревностному паломнику. А в XIX веке она славилась
на всю Россию. Сюда приезжали учиться духовному деланию и
миряне, и монашествующие. По милости Божией и ныне врачуются
благодатью души всех притекающих сюда с верой и упованием.
В гостинице для паломников в Площанском монастыре пахнет травами
и свежеструганным деревом. Проснёшься с первым ударом колокола,
увидишь, как над Плоским озером, на берегу которого стоит
монастырь, рассеивается туман - и тишина наполнит сердце,
и отступят перед этой благодатью невзгоды, сомнения, суета...
Как же Ты любишь нас, Господи, недостойных рабов Твоих, раз
сотворил такое чудо!..
История обители уходит в глубь веков. По легенде, монастырь
повелел основать сам святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских.
Именем этого святого и назван источник, бьющий из-под горы.
В 1613 г., в Смутное время, в глуши совершали свой подвиг
пустынники. Уединённый монастырь был разорён поляками, но
вскоре восстановлен иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием.
По милости Божией монастырь восстал из руин. Возвратилась
чудотворная икона Казанской Божией Матери, восстановлены трапезная,
мастерские и библиотека, монашеские кельи, пасека и сады...
В обители сейчас 30 монахов. И главное - сюда вернулась Божия
благодать, молитвами и нынешних монахов, и святых старцев,
некогда спасавшихся здесь.
Преподобный Макарий Оптинский совсем юным приехал в Площанскую
Пустынь на богомолье и уже в мир не вернулся. По словам старца,
когда он очутился здесь, то испытал такой восторг, что не
знал, где находится - на земле или на небе, и "все монашествующие
ему казались яко ангелы Божий". Здесь он провёл в монашеском
подвиге 23 года, изучая опыт духовных старцев и обучаясь Иисусовой
молитве; здесь познакомился с иеромонахом Леонидом, последователем
учения преподобного Паисия Величковского. С ним он отправился
в Оптину Пустынь и основал впоследствии знаменитый скит, где
жили известные всей России Оптинские старцы.
Службы в обители, как отмечали современники, отличались строгостью
и продолжительностью. Живя в Площанской Пустыни, отец Леонид
поддерживал и до него заведённый порядок монашеского жительства.
Учеником его был и святитель Игнатий Брянчанинов. Именно в
Площанской обители он проходил уроки терпения и смирения.
Здесь, в отдельно стоящей келье, которой он позже посвятил
замечательное "Воззвание к моей
келье, а с нею вместе и ко всему видимому миру", были
заложены основы его духовного опыта. В этом благодатном месте
открылись иноку истины о жизни души человеческой, ставшие
содержанием его духоносных книг.
Здесь спасался и известный старец Василий (Кишкин), ученик
Тихона Задонского, последователь учения Паисия Величковского.
Он говорил о необходимости и пользе общежительного устава,
совместного делания молитвы и труда. ...Тишайший, смиреннейший
облик старца олицетворял собой силу веры, преображающую человеческое
естество. За ним шли, навсегда отказываясь от прошлой жизни.
Пример тому - история одного из настоятелей Площанской обители
(1818-1826 гг.) отца Серафима.
Однажды, будучи в Москве, отец Василий зашёл в лавку своего
знакомого купца Петра Веденисова, где находился в то время
его 16-летний сын Сергей. Старец так поразил воображение юноши,
что он, оставив отцу лишь записку, бежал с ним в монастырь,
где был им же после необходимого искуса пострижен в монахи.
Старец смиренно переносил все несправедливые гонения, ходил
на послушания, работал на покосе и не переставал окормлять
своих духовных чад и учеников. Многие его последователи сами
стали старцами, в их числе игумен Филарет - основатель глинского
старчества. Почил он 27 апреля 1831 г. и был погребён против
алтаря Казанской церкви. Долгое время о наставнике старцев
можно было узнать только из специальной литературы, но настало
время проявиться во всей полноте его духовному опыту - нынешние
монахи Площанской обители готовят документы по канонизации
старца Василия.
До октябрьской трагедии 1917 года монастырь жил спокойно.
Обители принадлежали четыре храма, два скита (один - с церковью,
другой - с целебными источниками). По всей Руси шла слава
о живущих здесь удивительных духоносных старцах... Шли сюда
люди за утешением и вразумлением. Но в 1917 г. обитель закрыли.
Иконами и книгами из монастырской библиотеки топили печи.
В храме Сошествия Святого Духа устроили школьный спортзал.
Росписи замазали, но никак не могли избавиться от святых ликов,
неизменно пробивавшихся сквозь побелку. И только когда спортзал
закрыли, а местные жители разворовали всё, роспись рухнула
вместе с намокшей от дождя штукатуркой. Единственное, что
удалось спасти, - это чудотворную икону Казанской Божией Матери,
которую долгие годы хранили две православные женщины.
В 1994 г. обитель возвратили Церкви. Горстка монахов поселилась
среди руин. Средств не было. Только крепкая вера, благословение
на восстановление монастыря и молитва. Местное население относилось
к насельникам враждебно - им непонятны были слова о покаянии,
смирении, терпении...
Нынешний настоятель монастыря архимандрит Сергий - человек
необыкновенный. Он прост той простотой, которая достигается
подвижничеством, и мудр той мудростью, которой, наверное,
нигде не научат. Он вырос в семье, где и в самые суровые годы
лихолетья сохранили веру. "Всё там начинается, в детстве,
- говорит он, - вот где сердце упустить нельзя. Брошенное
семя обязательно прорастёт". Молитва будущего настоятеля
"проросла" в Псково-Печерском монастыре, где он
начинал свой монашеский путь: "Благодарю Господа,
что он сподобил меня увидеть многих дивных старцев. Много
общался со схиигуменом Саввой, схиархимандритом Агапитом,
отцом Иоанном (Крестьянкиным) и архимандритом Нафанаилом.
Всё это настоящие монахи, прошедшие духовную школу. Духовным
моим руководителем был известный старец архимандрит Серафим
(Тяпочкин), почти семь лет я около него окормлялся. Это был
один из праведников, живших на земле, его внутренний мир и
любовь передавались всем, кто с ним общался. Мудрый и прозорливый
схиархимандрит Григорий, духовный отец архимандрита Серафима,
постригал меня в монашество. Вот от этих старцев, надеюсь,
что-то и я почерпнул". Видимо, так оно и есть, иначе
не выстраивалась бы очередь к домику архимандрита...
В жизни человеческой нет случайных встреч и событий, каждого
из нас промыслительно ведёт Господь. Лишь годы спустя узнал
отец Сергий, что постригавший его схиархимандрит Григорий
сам был последним пострижеником Площанской Пустыни. "Он
как бы передал мне Пустынь... В который раз удивлялся я тому,
насколько мудро устраивает всё Господь. Промысел Его становится
мне понятным через много лет..."
...Лечат души в Пустыни не столько словом, сколько личным
примером. Лечат даже наркоманов. "Не наркоманов, а наркозависимых",
- поправляет иеромонах, в компетенцию которого входит окормление
этой категории обитателей монастыря. Таких больных здесь 15
человек, и поток их не иссякает. Одного из них в монастырь
привели за руки - ходить ему уже не хотелось, да и сил не
было. Отчаявшаяся мать узнала о монастыре, где наркозависимых
не только жить оставляют, но и пытаются душу спасти, и поняла,
что это её последний шанс. Именно её, потому что сына, познавшего
ужасы войны и искавшего только забвения, земная жизнь уже
не интересовала.
...Прошло 4 года. Сказать, что он полностью здоров, ещё нельзя.
Но ему открылась главная болезнь, гораздо более страшная,
чем прошлая жизнь. Эта болезнь - грех. "Я не искал духовного
пути до того, как попал в монастырь. На войне перед сном лепетал
что-то типа "Боженька, помоги!", чтобы отогнать
страх, причём на инстинктивном уровне, кое-что почитывал,
но всё это было несерьёзно. А в монастыре я увидел другую
жизнь". Сначала новичок ничего особенно не замечал, ему
казалось, что к таким, как он, применяют одно лекарство -
трудотерапию. Но со временем стал чувствовать благодать этого
места, потянулся он к книгам, к монахам, появилось желание
учиться. "Меньше всего мне хочется говорить банальности,
потому что всё не так просто, неосторожное слово причиняет
боль... Но я знаю главное: в первую очередь, попавшему в зависимость
от наркотиков надо самому захотеть остановиться. Это первый
и самый важный шаг. Всё в этом мире нудится, то есть достигается
в первую очередь собственным усилием. Самая большая иллюзия
пребывающих здесь больных в том, что, мол, вот "потусуюсь"
здесь с годик, а потом снова вернусь в мир, где всё само собой
устроится. Так не бывает. Нудить надо Царствие Божие".
ИНН 3206002945,
р/с 40703810208130101026
в Брянском ОСБ 8605 г. Брянск,
к/с 30101810400000000601,
БИК 041501601.
Казанская Богородицкая
Площанская мужская пустынь.
Адрес: 242331, Брянская обл.
Брасовский р-н, пос. Пчела.
Тел.: (08354) 9-15-01